Состав экзотизмов в романе Ф.Искандера “Сандро из Чегема”Страница 6
, которую он снимал только ложась в постель, то снова надвигал её на брови (34, с.37). (В словарях не зафиксировано).
Сванка
– шапка.
Потом он натянул на ноги легкие азиатские сапоги, надел черкеску
, слегка пожурив жену, что газыри плохо протерты. (33, с.31).
Дядя Сандро почувствовал. что сама судьба посылает ему земляка по району. Он отчаянно зажестикулировал, подзывая его. Хотя тот и так опускался к ним, слегка обгоняя отвевающиеся полы черкески
. (33, с. 31).
Черкеска
(кавказ.) – мужская одежда у кавказских народов – однобортный суконный кафтан без воротника, в талию со сборками, обычно немного ниже колен; на груди нашиты кожаные гнезда для патронов (газыри); заимствована терскими и кубанскими казаками. (НСИСВ-02, с.903).
Товарищ мой, наш односельчанин, я его не называю, потому что он ещё живой решил смочить в воде свои чувяки
. Они у него пересохли. Вижу: снимает с ног и сует прямо туда. Где мы пили воду. (33, с.46).
Чувяки
(тюрк.) – мягкие кожаные туфли без каблуков у народов Пер., Азии и Кавказа. (НСИСВ-02, с.904).
Слова, обозначающие традиции, обычаи и обряды
: аталычество, умыкание, шахсет-вахсей.
Аталычество
– восточные дворянские дети в крестьянских семьях – было обычным явлением. Именно воспитание лет до десяти – двенадцати, а не кормление грудью. (33, с.526).
Аталычество
(тюрк. “аталык” отцовство) – у кельтов, кавказцев. арабов и некоторых др. народов обычай отдавать детей знатных родителей на воспитание вассалам или слугам по достижению определенного возраста дети возвращались в родную семью. (НСИСВ-02, с.94).
Начнем с минимальной информации. Друг дяди Сандро, а именно Аслан, готовился к умыканию
своей невесты. (33, с.527). (В словарях не зафиксировано).
Бери, все бери, я здесь ни дня не останусь! – наконец закричал хозяин, продолжая бить себя по голове, словно исполняя мрачный обряд шахсей-вахсей
. (33, с.22).
Шахсей-вахсей
(перс. Шах. Хусейн, вах, Хусейн) – в шиизме день повиновения третьего шиитского имама Хусейна-сына Халифа Али (двоюродного брата и зятя Мухамада), убитого в битве при Кербеле (680); 1—дневные траурные церемонии состоят из мистерий, изображающих события из жизни Али и Хусейна и сопровождаются самоистязанием, наиболее фанатичных участников; их вопли “Владыка Хусейн, о, Хусейн!” и далее название. (НСИСВ-02, с.909).
Религиозная лексика
: аллах, дервиш, мулла, шайтан, Коран.
-Аллах
, пощади… (33, с.47).
Аллах
(ар. Известный Бог) в исламе единый всемогущий бог, идентичный богу иудаизма и христианства. (НСИСВ-02, с.40).
А так как в Чегеме все пили, но алкоголиков никогда не бывало, его запои чегемцами воспринимались как болезнь, присущая русским дервишам
. (33, с.633).
Дервиш
(перс. Нищий)
1)нищенствующий монах, член суфийского братства;
2) вообще нищий.
(НСИСВ-02, с.270).
В тот же день к вечеру Хабуг привез из соседней деревни Муллу.
(33, с.358).
Так говорил мулла
, единственный в Кенгурийском районе владелец и читатель святой книги Корана. (33, с.359).
Похожие публикации:
Образы Рабле и современная ему действительность
До сих пор мы рассматривали образы Рабле преимущественно в их связи с народной культурой. Нас интересовала в творчестве Рабле основная, большая линия борьбы двух культур, то есть борьбы народной культуры с официальным средневековьем. Но м ...
Художественно-стилевые особенности в современной
русской поэзии
В русской поэзии XX столетия при всей ее сложности всегда шло творческое освоение традиций отечественной литературы и искусства, особенно поэзии Золотого и Серебряного веков. При этом наряду с мощным развитием реализма интенсивно проявлял ...
Образ книги
Несмотря на большое количество персонажей, главным героем романа становится Книга. Сюжет строится на том, что Бенедикт все более и более становится подвластен жажде чтения, причем его абсолютно не волнует, что читать, а убогие мысли героя ...