Сафо - величайшая поэтесса Древней ГрецииСтраница 3
Вскоре Сафо вышла замуж, за кого - неизвестно, и спустя год родила дочь, названную в честь бабушки Клеидой. Но безжалостная судьба не долго позволила ей наслаждаться семейным счастьем. Муж и горячо любимая дочь вскоре один за другим опустились в мрачное царство Гадеса. Лишенная семьи, Сафо всецело отдалась поэзии.
Эти муки отразились и в стихотворениях Сафо. Она осталась одинокой. В своих стихотворениях Сафо соединила переживания внутреннего и внешнего мира. Это было нечто большее, чем просто любовные стихотворения, это было выражение её стремлений
Унаследовав состояние рано умершего мужа, Сафо открывает музыкально-поэтическую школу «Домом муз» риторики на Лесбосе для девушек. Сафо была лидером этого сообщества - своеобразного античного богемного салона - и являлась кумиром восхищенных поклонниц; некоторые добирались сюда из дальних стран для того, чтобы послушать ее, сюда стремились попасть даже чужеземки. В этой школе их обучали игре на музыкальных инструментах, пению, танцам, стихосложению, эстетическому поведению и готовили к роли любящей жены. Школы для музыкального воспитания и раньше были на Лесбосе, но школа Сафо прогремела на весь культурный мир. Постепенно Сафо всегда оставалась в центре кружка из знатных девушек и женщин Лесбоса, посвятивших себя служению Афродите. Позже начали писать, что это был некий тайный союз, ведь на этом острове издревле были традиции объединения и в женские, и в мужские кружки и союзы.
Атмосфера, царившая в Доме муз, была очень теплая и дружественная. Здесь часто устраивались пиры, где ученицы зачитывали свои стихи. На пирах проходивших в Доме муз, участвовали не только девушки, но и юноши. В разгар пира, когда все участницы и участники прочитывали свои роботы, Сафо объявляла победителя и исполняла в его честь оду «Афродита». И, конечно, муза опьяняла ее и приводила в восторг.
Стихи Сафо излучают свет и тепло, бесконечную радость общения. Она писала обо всем - это и ревность, и обида, и горечь разлук и утрат. В ее стихах любовь к мужчине упоминается лишь однажды, да Она писала стихи на эолийском диалекте. Лирика Сафо, простая и страстная, скорее, более близка к народному эпосу, и то только затем, чтобы сразу же быть решительно отвергнутой в пользу страсти к женщине. Ее темы - любовь и ненависть, нежное общение подруг, девичья красота. Имена ее самых любимых подруг - Аттида, Родопа, Анактория, Гонгилия, Мнасадика.
О ее любимых ученицах известно не много. Была Аттида, которой посвящены одни из сильнейших строк Сафо. Она долго оставалась гетерой в Доме муз, а что случилось затем, уже никто никогда не узнает. О том, что Сафо пришлось расстаться с Аттидой, поведал поэтический фрагмент на папирусе, найденном в Египте в 1896 году, когда с момента расставания минуло уже очень много веков. И не осталось ни памяти, ни следов - только боль разлуки. В адресованных к одной их общей подруге строках Сафо горько жаловалась на то, что возлюбленная ими Аттида пребывает ныне в далекой Лидии и кто знает, доведется ли им увидеться вновь .
Другая гетера по прозвищу Родопа. Из воспоминаний Сафо следует, что когда Родопа купалась в Ниле, орел унес одну из ее сандалий и по невероятной случайности уронил перед Амазисом, стоявшим в преддверии храма в ожидании жертвоприношения. Сандалия оказалась такой маленькой, что фараон приказал найти ее владелицу. Придворные отправились на поиски и, после долгих странствий, отыскали девушку и привезли к своему владыке. Очарованный Родопой Амазис женился на ней. Так Сафо рассталась со своей ближайшей подругой.
Жизнь Сафо в окружении ярких и красивых девушек, ее пламенные стихи и ее слава со временем вызвали зависть, насмешки, сплетни и обвинения. Ни один из ее современников не подтверждает подобных обвинений. Но разве посылали бы к ней в школу своих дочерей знатные люди из всех областей Эллады?! Современники ее уважали и любили. Упомянутый выше ее современник поэт Алкей восторгался ею и называл ее «чистой», «целомудренной», «мудрой». Она пользовалась большим уважением среди поэтов античного мира. Когда великий реформатор, афинский правитель, поэт и один из семи мудрецов древности Солон в преклонном возрасте услышал от внука ее стихи, он был потрясен и потребовал произнести их еще, ибо боялся умереть, не выучив этих строк наизусть. Ею восхищался родившийся почти на полтора столетия позже знаменитый философ Сократ, называя Сафо своей наставницей, а великий философ Платон называл ее «десятой музой». «Отец географии» Страбон называет ее «каким-то удивительным явлением» и замечает: «Сафо была удивительной женщиной, — ибо на нашей памяти я не знаю ни одной женщины, которая даже в самой малой степени могла бы соперничать с ней в отношении поэзии». Граждане Митилены чеканили монету с изображением великой поэтессы — это, кстати, одна из первых монет в истории человечества. Стихи Сафо переполнены страстью, любовью и любованием красотой. Знаток и переводчик Сафо В. Вересаев замечает: В основе чувства Сафо лежала знойная страстность кипучей южной крови, совершенно стиравшая границу между дружбой и любовью. Похожее утверждение и у западного исследователя ее творчества Мюллера: «Это смешение чувств, которые у других, более спокойно настроенных народов различаются более определенно, представляет существенную черту в характере эллинской народности». Верно сказал о Сафо истинный знаток истории В.Дюрант: «Нам довольно того, что это поэзия высшей пробы, отличающаяся напряженностью чувства, яркой образностью и совершенством языка и формы». Она писала о любви, о дружбе и вражде между женщинами, о красоте человека и природы, о своей дочурке Клеиде. Ей первой удалось отразить в стихах внутреннюю жизнь, чувства и ощущения, душевные страдания мучимой ревностью или любовью. Она писала стихи в самых разнообразных стихотворных размерах, и в ее честь один из них до сих пор называется "сапфическим" (т.е., "сапфическая строфа"). Знатоки древнегреческого языка утверждают, что даже самый точный перевод не в состоянии передать мягкое благозвучие стихов Сафо. Ее изящные задушевные стихи составили 12000 строк в 9-ти книгах. С лирой в руках, она декламировала свои жаркие строфы. Все ее произведения или призывы к любви, или жалобы на нее, полные любви и горечи. Она оказала огромное влияние на Горация и Катулла, родственного ей по духу певца нежных чувств и страстей. Страбон не называл ее иначе, как «чудом», утверждая, что «напрасно искать во всем ходе истории женщину, которая в поэзии могла бы выдержать хотя бы приблизительно сравнение с Сафо». Сократ величает ее своей наставницей в вопросах любви.
Похожие публикации:
Герои произведений Шукшина
Шукшин пронес через всю свою жизнь и творчество главную мысль и идею – серьезное исследование народного характера. Все его герои –
простые люди, живущие своей жизнью, ищущие, жаждущие, творящие. «Редкого терпения люди! Я не склонен ни к ...
Экзотизмы в русском языке. Заимствованное слово в
системе русской лексики. Понятие заимствования
Заимствованием называют процесс перемещения различных элементов из одного языка в другой. Под элементами понимаются единицы различных уровней структуры языка- фонологии, морфологии, синтаксиса, лексики, семантики. (10, с.18). ...
Как все начиналось
«Буржуазные революции, как, например, революции XVIII века, стремительно несутся от успеха к успеху, в них драматические эффекты один ослепительнее другого, люди и вещи как бы озарены бенгальским огнем, каждый день дышит экстазом, но они ...