Сафо - величайшая поэтесса Древней ГрецииСтраница 2
Лесбос словно стесняется подаренной ему обременительной славы. Жители приучили остальных греков называть свой остров по столице Митилини — городу сильно, но не безнадежно испорченному урбанизацией 60-х. Красота Лесбоса — в пустынных пляжах и каменных деревнях с нависающими над улицей вторыми этажами, цветастыми дверями и черепичными крышами. Объезжая все эти Моливос, Агиассос и Пломари, не забывайте пробовать узо — главный греческий напиток происходит с Лесбоса и присутствует здесь в сотнях разновидностей.
Юную поэтессу воспитывали по правилам, царившим на острове, существенно отличавшимся от правил воспитания афинских женщин. В Афинах с семи лет девочек держали в строгом удалении от внешнего мира, дома их обучали рукоделию и домашним работам, грамоте их учили редко, школ для девушек не было. Замужняя женщина сидела взаперти дома, и могла выходить только с разрешения господина-мужа. Постоянное сидение дома обусловливало блеклый вид женщины, а бледное лицо приходилось румянить. Такие женщины, понятно, были мало привлекательны для мужчин. Совсем не так с воспитанием девушек обстояло на Лесбосе.
На Лесбосе, как и в Спарте, девушки и женщины пользовались значительно большей свободой, чем в других областях Греции, и были причастны ко всем культурным и общественным интересам своей страны. Девочки с ранних лет закалялись, занимались спортом, очень прилежно изучали музыку. Музыкально-поэтические способности, красота, ловкость и здоровое тело, ценились очень высоко. Их одежда была легкой, короткой и почти прозрачной, да и нагота не считалась ни позорной, ни предосудительной. На Лесбосе, как и в Спарте, девушки и женщины пользовались значительно большей свободой, чем в других областях Греции, и были причастны ко всем культурным и общественным. Словом, девушки Лесбоса вступали в жизнь здоровыми, красивыми, разносторонне образованными и политически грамотными.
Островитяне считали, что женщины должны легко и просто рожать здоровых младенцев. Поэтому девочек с детства не скрывали от лучей солнца, их тела закалялись так же, как и мужчин воинов: в почете были гимнастика и спортивные игры. Высоко ценилась красота человеческого тела. Регулярно проводились "Каллистеи", конкурсы красоты. Конечно, здоровые и сильные девушки не шли ни в какое сравнение с бледными рыхлыми афинянками. Кроме физического развития много времени отдавалось занятиям поэзией и музыкой, которым обучали в специальных школах.
Когда Сафо исполнилось шесть лет, она осталась круглой сиротой. В 595 году до н. э. начались волнения: жители Лесбоса пытались свергнуть жестокого тирана Питтака. Многим семьям пришлось тогда покинуть родину и искать убежища в дальних краях. Молодая девушка вместе с братьями бежала в Сицилию и только спустя пятнадцать лет смогла вернуться на Лесбос. Она поселилась в Митиленах, почему впоследствии ее и стали называть Сафо Митиленской.
Сафо, воспитывавшаяся в школе гетер, рано почувствовала призвание к поэзии. Ее натура не могла таить в себе чувства, волновавшие ее. Она писала оды, гимны, элегии, эпитафии, праздничные и застойные песни стихом.
Увы, боги, даровавшие ей благородный и чистый гений поэзии, не позаботились о ее внешности. По свидетельству современников, Сафо была небольшого роста, очень смуглая, но с живыми блестящими глазами, а если Сократ и называл ее "прекраснейшей", то исключительно за красоту стиха. Вот что говорил Овидий устами Сафо: "Если безжалостная природа отказала мне в красоте, ее ущерб я возмещаю умом. Я невелика ростом, но своим именем могу наполнить все страны". Как женщина Сафо выделялась не красотой, сколько редкостным обаянием блестящего, утонченного ума, очарованием поэтического таланта и элегантностью манер. Нежное сердце и удивительно чуткая душа гармонически сочетались с невысоким ростом и хрупкой фигурой. Однако можно поверить, что лицо поэтессы в моменты высшего вдохновения преображалось и становилось действительно прекрасным. Разве что волосы и кожа были чуть-чуть смуглее, чем может быть, хотелось грекам того времени.
Похожие публикации:
Стилевые особенности прозы Довлатова
“Я ” автора и “я” героя — проблемы взаимодействия
В последние десятилетия стилевая проблематика стала очень актуальной. Вне проблемы стиля немыслимо никакое искусствоведение, а уж тем более литературоведение. Так случилось, что для теори ...
Оценка наследия А. Н. Веселовского в ХХ – XXI вв.
Имя А. Н. Веселовского пользуется большим уважением потомков.
Первым к наследию А. Н. Веселовского обратился В. Ф. Шишмарев. Как близкий ученик академика А. Н. Веселовского В. Ф. Шишмарев был членом, позднее председателем академической комиссии по изданию "Полного собрания сочинений" Весел ...
Слуги и господа
В пьесе «Дядя Ваня»
с образом старой няни Марины связаны такие черты, как доброта, милосердие, кротость, способность понять, выслушать, забота о других, поддержка традиций. Няня выступает хранителем дома, семьи. Она, как и подобает класси ...
