Сафо - величайшая поэтесса Древней ГрецииСтраница 1
Древняя литература – очень широкое понятие. Оно охватывает литературное творчество всех народов древнего мира – от китайцев и индийцев до римлян, от армян и персов до создателей высокой древней цивилизации на американском континенте. Каждая из этих культур внесла свой вклад в мировую культуру.
Без фундамента, первые камни которого были заложены древними элиннами почти три тысячелетия назад, не могло бы вырасти великое здание мировой литературы. Этими первыми камнями были гомеровские поэмы и с возникновением классов и государства, когда личность выделяется из коллектива, в античной литературе рождается новый жанр – лирическая поэзия. Великая поэтесса Сафо впервые заговорила о любви, об упоении победителя и бессильной ярости побежденного; в ту пору родилась и гражданская лирика. Сочетание изумительной художественной фантазии с глубоко человеческими чувствами и стремлениями героев делает стихи Сафо бессмертными. Духом лирики проникнут и следующий по времени вид греческой литературы - драма. То был век расцвета афинской демократии, когда театр был не только зрелищем, но и своего рода университетом, где зрители с благоговением внимали словам поэта-учителя. А поэт не только поучал, но и будил мысль, ставя вопросы, которым суждено было много веков мучительно тревожить людей. Что управляет человеческой жизнью? Что выше – законы государства или неписаные «божественные» законы, т. е. старинные обычаи? Древняя трагедия очищала и возвышала, рождая восхищение мужеством и стойкостью героя, его правотой в борьбе против сил, заведомо неодолимых.
Утрата независимости греческими городами-государствами, образование империи Александра Македонского и ее распад на несколько монархий открывают новый период в истории греческой литературы – период эллинизма.
Наряду с образами появляются сюжеты, заимствованные из повседневной жизни. Очень многое в этой поздней литературе нам близко, понятно и дорого, прежде всего, благодаря ее интересу к обыкновенному человеку со всеми его достоинствами и недостатками. В эллинистический и римский периоды умножались и совершенствовались литературные формы, возникали новые стихотворные размеры, новые жанры, которые были использованы не только греческими, но и римскими писателями, а затем усвоены народами новой Европы (любовная элегия, идиллия, сатирическая эпиграмма, жанр приключенческого романа и многое другое).
В первые века нашей эры греческая и римская литература развивается настолько сходным образом, что можно говорить о единой греко - римской литературе. В это время не только римляне учатся у греков, но и греки учатся у римлян.
В истории не было такого периода, когда литература древних греков и римлян оказалась бы в полном забвении. Ведь каждый народ в каждую эпоху своего существования воспринимал и использовал её по-разному. Если в Средние века круг авторов, которых помнили и читали, был крайне узок, то эпоха Возрождения потому и называется Возрождением, что возродила к новой жизни всю античную культуру и в том числе литературу. Французские теоретики классицизма искали в творчестве древних писателей твёрдые, незыблемые правила, в соответствии с которыми, как они считали, должно строиться любое произведение, независимо от того, где и когда оно создано. А декабристы и молодой Пушкин восхищались свободолюбием и мужеством знаменитых ораторов древности Демосфена и Цицерона.
В богатстве идейного содержания сочетающегося с совершенством формы, - причина того, что люди никогда не перестанут обращаться к античной литературе – древнему, но вечно юному источнику высоких, прекрасных, радостных чувств, мыслей и переживаний.
Про одну известную поэтессу Древней Греции я и хочу вам рассказать:
Сафо (подлинное эолийское имя Сафо — Псапфа («ясная», «светлая»)) родилась на острове Лесбос (Этот остров славился на всю Древнюю Грецию красотой своих женщин; уже Гомер в "Илиаде" красивейшими женщинами называет Лесбиянок; царь Агамемнон, чтобы умилостивить Ахиллеса, предлагал ему в дар, между прочим, семь лесбосских пленниц, "красотой победивших всех жен земнородных") находящемся в Эгейском море вблизи побережья Малой Азии, в городе Эросе в Сорок вторую Олимпиаду, за 612 лет до н. э., в аристократической семье. Отца ее звали Скамандронимом, мать - Клеидой. Кроме Сафо у них было трое сыновей: Харакс, Ларих и Эвриг. На острове Лесбос жили греки эолийского племени. Говорили они на эолийском диалекте. Он отличался от греческого литературного примерно так же, как украинский язык от русского. Очертаниями Лесбос похож на перевернутое сердце, но символом перевернутой любви он прослыл не поэтому. Мировой славой Лесбос и лесбиянки (изначально — невинное определение, означающее всего-навсего местную жительницу) обязаны лирике античной поэтессы Сафо, восторгавшейся прелестью здешних девушек.
Похожие публикации:
Современники Диккенса. У.Теккерей.
У.Теккерея считают одним из самых выдающихся писателей середины 19 в., достойных занять место рядом с Диккенсом. Читателям он известен как автор “Книги о снобах” и “Ярмарки тщеславия”, после издания которой писатель получил всеобщее призн ...
Трепетное отношение к России и русскому слову в
поэзии Марины Цветаевой
Любовь к родине - истинно поэтическое свойство. Без любви к родине нет поэта. И путь Цветаевой в поэзии отмечен многими знаками этой любви - вины, любви - преданности, любви - зависимости, любви, которая, наверное, диктовала даже и ошибоч ...
Разнообразие художественных идей в рассказах Л. Андреева. Богоборческая
тематика в рассказах «Иуда Искариот» и «Жизнь Василия Фивейского»
Рассказ «Иуда Искариот» стал откликом на распространившееся в русском обществе явление ренегатства и предательства. Андреев так разработал тему предательства, что А.Луначарский имел основания оценить рассказ как произведение «о низости ро ...