Символико-мифологическая трактовка женского начала
в романе П. Коэльо "Ведьма с Портобелло"Страница 11
Как видим, главная героиня - Афина - будучи отвергнутой христианской церковью, нашла понимание, защиту, а самое главное - познание - у природы, т.е. у Богини-Матери.
Теперь обратимся к вышеуказанным символам и определим, для чего художник слова вплел их в полотно романа.
Культ огня берет начало в духовной природе света. Он восходит к доисторическим временам, а его символический язык поливалентен. Чтобы понять его связь с вариациями, можно в качестве примера взглянуть на индусские божества, представляющие разные аспекты огня: "Агни (Agni), являющийся озарением мысли; Индра (Indra), бог солнца, мечущий стрелы молний, свидетельствуя свою мощь и силу; Сурья (Surya), солнечное божество, согревающее мир. Но Агни являет собой не только озарение разума, но еще и волю, покоряющую и завоевывающую мир, и в то же время сурового воина-разрушителя, он одновременно производитель, очиститель и разрушитель" [5; с.64]. Очистительный огонь на алтаре искупительной жертвы всегда сопровождал как восшествие на престол, так и "Божий суд". Именно он дал серафимам эпитет - "пламенные". Именно он в день Святой Троицы опустился на головы апостолов в виде огненных языков, именно он вознес Илию на небо в огненной колеснице.
Жар, исходящий от огня, при встрече с материей становился духовным горением всякого испытания и рассматривался алхимиками как горнило испытаний, пребывающее внутри человека, в центре его сердца, однако анатомически расположенном в месте соединения нервов и сосудов, именуемым солнечным сплетением. "Поскольку функция огня заключается в преобразовании всего, что он охватывает, из состояния несовершенства в состояние высшего порядка, тантризм уподобляет ее подъему кундалини вдоль центров позвоночника, в которые она въедается, постепенно трансформируя половую энергию в пробуждающуюся духовность. Однако огонь можно низвергнуть и обернуть наказанием, что свидетельствует Люцифер, ангел света, ставший властителем огня преисподней" [5; с.65].
Возможно, именно поэтому героиня романа ищет истину, глядя на пламя свечи, пылающее во тьме. Глядя на пламя, она постигала саму себя, находила ответы на вопросы. Огонь - путь к познанию, к благам. Вспомним миф о том, как Прометей даровал людям огонь, а вместе с ним все блага, помогающие людям выжить и сохранить свою культуру. Огонь - символ силы, скрытой внутри человека, в нашем случае - огромной духовной силы героини.
"Воздух - чистый элемент промежуточного мира, посредник между небом и землей, между огнем и водой. "Воздух - это среда, в которой проявляется божественное дыхание, идентичное Слову, представляющему собой созидательную и охранительную силу жизни. Так, в Индии воздух представлен богом Ваю (Vayu), повелителем тонких владений, он ездит верхом на газели, самом быстром из животных, и несет знамя, развевающееся по ветру всех восьми космических потоков. Последние связаны с восьмью направлениями пространства, которое их определяет, ибо восьмиугольник - промежуточная форма между земным квадратом и небесным кругом.
Воздух - эманация дыхания Духа (rouach), который в Бытии перемещается под первичными водами, чтобы разделить их и сотворить мир. Его можно сопоставить с "hamsa" в Ведах, где божественный лебедь на тех же водах высиживает Мировое Яйцо.
Ваю (Vayu), что связывает нить (sutra), цепочку миров - происходит от Атмана (Atma), дыхания мирового Разума. Поскольку вселенная соткана из нити Атмана, человек соткан и сотворен из всех пяти дыханий (вдохновений) чувств, поскольку их циркуляция в сочетании с тантрической энергией кундалини и теологической эмбриологией, не только порождает обыкновенное дыхание, но связывает в единое целое всякую жизненную энергию. Овладение космическим дыханием (prana), которым продолжают заниматься йоги, совершенствует разум, половую энергию и собственно дыхание на тонком уровне.
Похожие публикации:
Критический реализм в английской литературе XIX века
В 30-е годы XIX века английская литература вступает в период нового подъема, который достигает наиболее высокого уровня в 40-х и начале 50-х годов. К этому времени относится расцвет реализма Диккенса, Теккерея и других мастеров социальног ...
Серия «Модный брак»
В первой половине 40-х годов XVIII века Хогарт создает свою самую знаменитую серию «Модный брак» (шесть картин, галерея Тейт, Лондон). Цикл слагается из отдельных драматических сюжетов. Заглавия сцен раскрывают замысел серии. Хогарт неодн ...
Агата Кристи «Автобиография». Образ Мисс Марпл
Мисс Джейн Марпл – старая дева, скромно живущая в небольшой английской деревне Сэнт-Мэри-Мид (Рис. 10). Её основные занятия – уход за растениями в небольшом садике и различные общественные поручения, которые она выполняет часто и с охотой ...
