С.А. Есенин (1895-1925)Страница 3
Ах, сегодня так весело россам,
Самогонного спирта - река.
Гармонист с провалившимся носом
Им про Волгу поет и Чека.
Что-то злое во взорах безумных,
Непокорное в громких речах .
Такой предстала перед Есениным Москва, а если к этому добавить "богемное" окружение поэта, артистический кабачок "Стойло Пегаса", успех у женщин, необыкновенную популярность его стихов .
"В Москве чувствую себя отвратительно . Поэзия там наравне с вином и блинами. Устал я от всего дьявольски . Живу как-то по-бивуачному, без приюта и пристанища, потому что домой стали ходить и беспокоить разные бездельники . Им, видите, приятно выпить со мной! Я не знаю даже, как отделаться от такого головотяпства, а прожигать себя стало совестно и жалко", - писал Есенин Иванову-Разумнику. Но никакой рассказ так не потрясает, как поэтическая исповедь, составившая книгу "Москва кабацкая":
Я все такой же.
Сердцем все такой же.
Как васильки во ржи, цветут в лице глаза .
"Я нежно болен вспоминаньем детства", - признается поэт. Он вспоминает присевший на корточки погреться перед костром зари клен, верного пегого пса, "свиней испачканные морды", "апрельских вечеров хмарь и сырь" . Но этого уже нет и не будет, а поэтому:
Я нарочно иду нечесаным,
С головой, как керосиновая лампа, на плечах.
Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потемках освещать.
Мне нравится, когда каменья брани.
Летят в меня, как град рыгающей грозы .
Вызов "безлиственным", бездуховным, пьющим, любящим скандалы, чревоугодие людям. Бунт и против своего падения: пьянства, "чувственной вьюги", разврата, своей слабости. Стихотворение "Не жалею, не зову, не плачу" - реквием по цельности души, по "утраченной свежести, буйству глаз и половодью чувств".
"Был в деревне, - писал С. Есенин. - Все рушится. Надо быть самому оттуда, чтобы понять: конец всему".
В стихотворении "Русь Советская" лирический герой видит "край осиротелый", "мельницу с крылом единственным", "золу да слой дорожной пыли", сплошные кресты, "как будто в рукопашной мертвецы застыли с распростертыми руками". Но жизнь кипит: крестьяне "корявыми, немытыми речами свою обсуживают жизнь", комсомол увлеченно поет песни на стихи Демьяна БедногоуПомеркли краски в описании деревни, но Есенин пока боится выносить окончательный приговор: а вдруг он, поэт, не прав, а они, строители будущего, видят новый свет у хижин, и "Капитал" Маркса научит их жить лучше? Будет момент, когда Есенину покажется, что "коммуной вздыбленная Русь" - это не так уж плохо. Но кризис разъедал душу и воплотился в поэме "Черный человек". Черный цвет как выражение гибели души давно привлекал поэта ("бродит черная жуть по холмам"), но выражение "черный человек" напоминает "Моцарта и Сальери". Разгадку появления этого образа оставил друг Есенина - С. Городецкий, вспоминавший, как Есенин у него дома читал книгу К.Н. Батюшкова об одном странном человеке: "В нем два человека: один - добр, прост, весел, услужлив, богобоязлив, откровенен до излишества, щедр, трезв, мил; другой - злой, коварный, завистливый, жадный, мрачный, угрюмый, недовольный, мстительный, лукавый, сластолюбивый до излишества, честолюбивый. Этот человек, то есть черный, - прямой урод . Оба человека живут в одном теле . Дурной человек все портит и всему мешает: он надменнее сатаны, а белый не уступает в доброте ангелу-хранителю ."
Этот отрывок произвел на Есенина сильнейшее впечатление, но его "черный человек" не совпадает со "странным человеком" Батюшкова. У Есенина "черный человек" - это проснувшаяся совесть, которая беспощадно судит его от лица детства - чистого, невинного, трепетного, судит за алкоголь, за позу "улыбчивого и простого", за скандалы и тщеславие.
Слушай, слушай!
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится. -
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей .
"Желтоволосый мальчик" из детства бросает трость, чтобы нанести удар черной совести человека, "шарлатана и скандалиста", потерявшего опору в Боге.
Похожие публикации:
Болдинская осень 1830 г.
В Болдино Пушкин очень плодотворно поработал. Он написал около четырех сот стихов, 8-ю, 9-ю и 10-ю главы "Евгения Онегина" но последняя сгорает. Также он пишет в Болдино около 30 мелких стихов, 5 повестей прозою, несколько драма ...
Процесс работы над фельетоном.
Процесс работы над любым публицистическим произведением неизменно начинается с выбора тематики
. Фельетон, как уже отмечалось, всегда на переднем крае жизни. Это означает, что актуальность тематики обязательна для фельетона. Поэтому фелье ...
Рождение единственной и неповторимой
Дэйм Агата Мэри Кларисса Кристи, урожденная Миллер (Agatha Mary Clarissa Miller), известная читателям всего мира под фамилией своего первого мужа как Агата Кристи (Agatha Christie) родилась 15 сентября 1890 года в Торквее (Torquay), графс ...