С.А. Есенин (1895-1925)Страница 2
^Читаешь стихи, написанные до 1917 г., и начинаешь понимать смысл загадочной есенинской строки: "И дремлет Русь в тоске своей веселой" (вспомните пушкинское: "печаль моя светла"). Так видел Есенин свою Русь - не в безысходной, трагической тоске от бедности, неурожаев, смертей, а в ожидании и надежде на лучшее, за которыми - скромность, нетребовательность к жизни, как в молитве: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь".
Лучшее в надеждах самого Сергея Есенина было связано с революцией. В "Небесном барабанщике" он восклицает: "Да здравствует революция на земле и на небесах!", и ритм стихов напоминает ликующую барабанную дробь. Это уже новый Есенин, подхваченный ветром перемен и в чем-то изменивший себе. "Я иное узрел пришествие" (не Иисуса, а революции, Ленина). "Я иное постиг учение прободающих вечность звезд", - говорит о себе лирический герой в стихотворении "Инония", содержащем утопическую мечту об иной стране, где крестьянам на земле откроется сытный рай. "В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном", - скажет о себе Есенин.
Но оптимизм очень скоро уступил место печали, задумчивости, скорби:
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
В этом стихотворении появляется образ "старого клена на одной ноге", который соединяет в себе и словно постаревшую, искалеченную гражданской смутой "голубую" прежде Русь и поэта (он во многих стихах уподоблял себя клену). Есенин ревниво стерег "золотой" и "синий" мир детства, понимая, что прежней деревни уже не будет:
Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез.
Что оплакивал на прощальной обедне поэт? Наступление на деревню цивилизации, технического прогресса: "На тропу голубого поля // Скоро выйдет железный гость" (трактор, комбайн), который не может любить "злак овсяный", колосья ржи, не может, подобно человеку, согревать в ладонях зерно. Между крестьянином и природой-кормилицей встанет некто третий, скрежещущий металлом, пышащий зловонием отработанного горючего.
Лирический герой воспринимает отношения между городом и деревней как вековечную борьбу, насилие над природой: "вот сдавили за шею деревню каменные руки шоссе", "стынет поле в тоске волоокой, телеграфными столбами давясь", чем воевал поэт - с тем, что должно облегчить труд и быт мужика? Нет с жестокостью и безнравственностью нового человека, с его неумным хозяйствованием (прокладывая дороги, вырубать леса и загрязнять водоемы), с его небрежением к сеятелю и пахарю (город "окрестил нас как падаль и мразь"). Есенин знал, что именно город, железный зверь, не пощадит сельского человека, научит его стяжательству, пьянству, зависти, разврату, лени, и тот разлюбит землю, коней, "меньших братьев".
"Сорокоустом" называют молитву по усопшему, церковный обряд, а Есенин дает такое символическое название одному из своих шедевров.
"Трубит, трубит погибельный рог!." В помещичьи времена рог сзывал на охоту. Есенинский же рог возвестил об иной охоте - не на волка или зайца, а на красногривого жеребенка, олицетворяющего собой все природное, живое:
Милый, милый, смешной дуралей,
Но куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Так обозначен конфликт: железного гостя и жеребенка, электрического восхода и вечерней зари, страшного вестника с ремнями и трубами и трясущихся, как в лихорадке, изб. Образ поезда выписан с удивительной выразительностью и силой. Это весь XX век летит на человека, "железной ноздрей храпя", давя своими чугунными лапами, хватая за горло.
Есенин угадал самое страшное "колебание" XX века - разрушение человеческого в человеке. Не "белыми березками под окном" он вошел в нашу культуру, а трагическим взглядом на перспективы развития цивилизации и вопросом: куда несет нас рок событий!
Лирический герой Есенина 1920-1925 гг. "Шарлатан", "скандалист", "озорной гуляка", "уличный повеса", "похабник", "хулиган" - так писал о себе Есенин в один из самых трагических периодов жизни. "Голубая Русь" уступила место "Советской Руси" и московским впечатлениям.
Похожие публикации:
Оценка наследия А. Н. Веселовского в ХХ – XXI вв.
Имя А. Н. Веселовского пользуется большим уважением потомков.
Первым к наследию А. Н. Веселовского обратился В. Ф. Шишмарев. Как близкий ученик академика А. Н. Веселовского В. Ф. Шишмарев был членом, позднее председателем академической комиссии по изданию "Полного собрания сочинений" Весел ...
Михайловское (1824
- 1826)
В это время в Михайловском находилась семья Пушкиных. Отец принял на себя полицейские обязанности по наблюдению за сыном. Младший брат Пушкина занимался подготовкой бегства Пушкина за границу. Средства для этого предполагалось собрать пут ...
Биография
Татьяна Никитична Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде. Из рода Толстых, из семьи литераторов (Алексей Николаевич Толстой – дед по отцовской линии. Бабушка Наталия Васильевна Крандиевская-Толстая – поэтесса. Дед по материнской ли ...