С.А. Есенин (1895-1925)Страница 4
Так состоялась попытка прорыва Есенина из духовного тупика, через покаяние - от мыслей о смерти к просветлению.
"Персидские мотивы" (1924). У каждого человека есть мечта о "соловьином саде", о месте, где можно быть счастливым. Русских поэтов издавна привлекал Восток - нравы, философия, поэзия. Есенин увлекался поэзией Саади и Омара Хайяма и мечтал поехать в Персию, но друзья задержали поэта в Баку и Батуми. Здесь он увлекся прелестной женщиной - Шаганэ Тальян, а всякое свежее чувство выливалось у него в стихи. Но уже в первом стихотворении лирический герой мысленно переносится на родину:
Мы в России девушек весенних
На цепи не держим, как собак,
Поцелуям учимся без денег,
Без кинжальных хитростей и драк.
Второе стихотворение ("Я спросил сегодня у менялы . ") исполнено глубокого целомудрия и немногословия:
Поцелуй названья не имеет,
Поцелуй не надпись на гробах .
От любви не требуют поруки,
С нею знают радость и беду .
Робкое, нежное объяснение с Шаганэ превращается у лирического героя в рассказ о России - о "волнистой ржи при луне", о рязанских раздольях, о сини, сосущей глаза .
Так обнаруживается основной композиционный прием цикла - противопоставление Персии, голубого, ласкового мира мечты, и России. В Персии - "свет вечерний", шафранный запах, "тихо бегущие по полям розы", "опаловые небеса", "желтые чары колдовского света луны", в России - лай собак, поле. Луна связывает эти два непохожих мира, и для Есенина первый, хотя и прекрасный, но чужой, какой-то замкнутый, душный, статичный; шепот и шорохи - его основные звуки. Русский мир - просторный, вольный, синий, открытый - свой. Персия - мечта, Россия - судьба.
Поэма "Анна Снегина" (1925). Сюжет поэмы о русской деревне и первой юношеской любви строится на переплетении двух коллизий: социальной и любовной. Деревня 20-х гг. описана с эпической полнотой: война, революция, самосуды, раскулачивание господ, эмиграция русской интеллигенции, не выдержавшей произвола советской власти. Лирический сюжет повествует о приезде молодого поэта на родину, в рязанские места, и встрече с первой любовью:
Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лет, И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: "Нет!"
Как же связаны в поэме две коллизии? Их связало одно трагическое событие - раскулачивание Онегиных, в котором принимал участие и поэт, крестьянский сын, который не мог отказать "своим":
"Зачем ты позвал меня, Проша?" "Конечно, не жать, не косить. Сейчас я достану лошадь И к Снегиной . вместе . Просить ."
"Приехали . Дом с мезонином. // Волнующе пахнет жасмин". Мать и дочь Снегины растеряны от требования отдать земли. Какие противоречивые чувства боролись в лирическом герое! Он оказался с теми, кто раскулачивал ту самую девушку в "белой накидке". Почему не отказался ехать - из классовой солидарности или чувства мести, ведь его дважды отвергли из-за "низкого" происхождения?
Есенину не откажешь в честности: он написал поэму о нации и человеке в исторической метели и о том нравственном выборе, который делал каждый и платил судом совести, если выбор был сделан неверно. Но эта поэма и об ответственности мужчины за любовь к женщине.
До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди .
"Я часто чувствую его себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его .
А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью" - так скорбел о великом русском поэте Есенине наш современник писатель Виктор Астафьев.
Похожие публикации:
"Посмертные записки Пиквинского клуба"
Но Диккенса ждал головокружительный успех в этом же году с появлением первых глав его "Посмертных записок Пиквикского клуба" (The Posthumous Papers of the Pickwick Club). 24-летний молодой человек, окрылённый улыбнувшейся ему уд ...
М.В. Ломоносов «На день восшествия на престол
императрицы Елизаветы…1747 г.»
М.В. Ломоносов – филолог, литератор. Его труды в области литературы, филологии ознаменовали подъем национальной культуры России. Трудно представить развитие в России литературного языка, поэзии, грамматики без основополагающих работ Ломон ...
Чемодан — спутник, примета путешествия
Исход людей из родных мест — отличительная черта нашего столетия. Основной атрибут путешествия — это чемодан. Есть чемодан и у философствующего правдо-счастье-искателя и забулдыги Венечки Ерофеева. Вернее, не чемодан, а чемоданчик. Крохот ...