С.А. Есенин (1895-1925)Страница 1
Творчество Сергея Александровича Есенина, выросшее на национальной почве, всеми корнями связано с русской культурой (в широком понимании этого слова))
Едва начав печататься, он выступил со своей программой: "У каждого поэта есть свой общий тон красок, свой ларец слов и образов". Что стоит за этим?"Я, Сергей Есенин, никому не хочу подражать: ни символистам, ни акмеистам, ни футуристам".
Г Природа дала ему "лирическое чувствование", стала его этической и эстетической школой. "На ветке облака, как слива, златится спелая звезда". Только живой мир, увиденный живыми глазами, мог отлиться в такие добрые стихи:
Там, где капустные грядки
Красной волной заливает восход,
Кленочек маленький матке
Зеленое вымя сосет .
Вот оно, целое, неделимое, великое чудо жизни!
Образы Есенина - от растворенности в природе:
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда .
Прощание с любимой у Есенина не трагично, потому что о ней будет шептать природа: ветер, сосны, вода, деревья. А вечер растворит в себе имя тонкое, как звук, чтобы навсегда сохранить светлую тайну первой любви.
Цветовой образ у Есенина - это и чувство, и мысль. Алый (заря, сок на коже), багряный (кусты), розовый (закат, конь), синий (вечер, небо, туман, час) и т.д. Это не умозрительные символы, а цвета родины, красоты, юности. Цвет у Есенина - это состояние природы и настроение поэта. Часто весь сюжет движется цветом: от белого - к голубому, от голубого - к синему .
Психология человека, живущего в гармонии с природой, как бы обусловила и выбор других поэтических средств. "Каскад" метафор обрушивается на читателя, как только он открывает томик стихов Есенина: "проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза", "улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы", "задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона". Есенин шел от народного мифотворчества, в основе которого лежит уходящее корнями в язычество представление, что природа "чувствует" как человек. В поэзии Есенина человек часто уподобляется деревьям (ивам, березкам, тополю, дубку, осинке). "Мы все есть чада древа, семья того вселенского дуба, под которым Авраам встречает Святую Троицу", - пишет поэт о нерасторжимости человека и природы в трактате "Ключи Марии".
Лирическому герою Есенина раннего периода свойственны радость бытия, весеннее половодье чувств, открытость души, любовь к меньшим братьям, деревенскому укладу, традициям. У него психология естественного человека) И это важно понять, потому что конфликт с техническим прогрессом, железными конями у поэта возникнет не случайно. Все было разумно в крестьянском укладе: природа диктовала человеку ритм жизни, труда, праздников. Крестьянин вставал по солнцу и жил в соответствии с временами года: весной ладил соху, пахал, сеял, летом жал, осенью пек свежий каравай хлеба. Он дорожил лесом, полем, рекой - это был его ДОМ. На этом фоне особенно заметно физическое и духовное нездоровье горожан: вялость, леность, слабость, даже порочность. Защищая естественного человека и русскую деревню как исток России, поэт вышел на очень важную проблему XX в. - экологию природы и человека .
Урок Есенина - это урок цельного, нерастраченного чувства любви к родине, которое всегда было и будет вне моды. Начинаясь с домика с голубыми ставнями, родина вобрала в себя околицы, церкви, поля, купающиеся в сини. В стихотворении "Гой ты, Русь, моя родная." Русь простая, нарядная, веселая, в чем-то иконописная, а главное - одухотворенная. Лирический герой воспринимает ее в детской радости по случаю храмового праздника ("кроткий Спас"), который и "захожего богомольца" способен приобщить к звенящему девичьему смеху. "Радуйтесь и веселитесь!" - сказано в Евангелии, и радость приходит к человеку, если он умеет жить в гармонии с Богом, природой, всем живым. Вот почему последние строки стихотворения стали для нас хрестоматийными:
Если скажет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою".
Тургеневская мысль "каждый прорастай в землю свою" нашла ярчайшее воплощение в творчестве Есенина. "Прорастай" - то есть люби, жалей, не изменяй духу ее, обычаям, традициям, плачь над ней. И Есенин заплакал, когда в 1914 г. началась первая мировая война. Все изменилось в его поэтическом мире: "потонула деревня в ухабинах", "заслонили избенки леса", "воют в сумерки долгие, зимние волки грозные с тощих полей", "грянул гром, чашка неба расколота", "загыгыкали бабы слободские, плач прорезал кругом тишину", "машет саваном пена с озер" ("Русь", 1914). Образы скорби, страдания, разрушения прежнего уклада поражают неза-тертостью, искренностью, человечностью.
Похожие публикации:
Композиция кумулятивных сказок
Композиция кумулятивных сказок чрезвычайно проста: экспозиция чаще всего состоит из какого-нибудь незначительного события или очень обычной в жизни ситуации: дед сажает репу, баба печет колобок, девушка идет на речку выполоскать швабру, р ...
Жанр баллады в контексте литературы 18 – начала 19 веков. Представления
классицистов о балладе
«Поэтическое искусство» Буало – кодекс классицизма, по этому трактату можно судить, каковы представления классицистов о том или ином художественном явлении. Буало в своем «Поэтическом искусстве» практически не выделяет баллад как самостоя ...
Брюсов – созидатель
Я иду. Спотыкаясь и падая ниц,
Я иду. Я не знаю, достигну ль до тайных границ
Или в знойную пыль упаду,
Иль уйду, соблазнённый, как первый в раю,
В говорящий и манящий сад,
Но одно – навсегда, но одно – сознаю:
Не идти мне назад.
« ...