С.А. Есенин (1895-1925)Страница 1
Творчество Сергея Александровича Есенина, выросшее на национальной почве, всеми корнями связано с русской культурой (в широком понимании этого слова))
Едва начав печататься, он выступил со своей программой: "У каждого поэта есть свой общий тон красок, свой ларец слов и образов". Что стоит за этим?"Я, Сергей Есенин, никому не хочу подражать: ни символистам, ни акмеистам, ни футуристам".
Г Природа дала ему "лирическое чувствование", стала его этической и эстетической школой. "На ветке облака, как слива, златится спелая звезда". Только живой мир, увиденный живыми глазами, мог отлиться в такие добрые стихи:
Там, где капустные грядки
Красной волной заливает восход,
Кленочек маленький матке
Зеленое вымя сосет .
Вот оно, целое, неделимое, великое чудо жизни!
Образы Есенина - от растворенности в природе:
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда .
Прощание с любимой у Есенина не трагично, потому что о ней будет шептать природа: ветер, сосны, вода, деревья. А вечер растворит в себе имя тонкое, как звук, чтобы навсегда сохранить светлую тайну первой любви.
Цветовой образ у Есенина - это и чувство, и мысль. Алый (заря, сок на коже), багряный (кусты), розовый (закат, конь), синий (вечер, небо, туман, час) и т.д. Это не умозрительные символы, а цвета родины, красоты, юности. Цвет у Есенина - это состояние природы и настроение поэта. Часто весь сюжет движется цветом: от белого - к голубому, от голубого - к синему .
Психология человека, живущего в гармонии с природой, как бы обусловила и выбор других поэтических средств. "Каскад" метафор обрушивается на читателя, как только он открывает томик стихов Есенина: "проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза", "улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы", "задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона". Есенин шел от народного мифотворчества, в основе которого лежит уходящее корнями в язычество представление, что природа "чувствует" как человек. В поэзии Есенина человек часто уподобляется деревьям (ивам, березкам, тополю, дубку, осинке). "Мы все есть чада древа, семья того вселенского дуба, под которым Авраам встречает Святую Троицу", - пишет поэт о нерасторжимости человека и природы в трактате "Ключи Марии".
Лирическому герою Есенина раннего периода свойственны радость бытия, весеннее половодье чувств, открытость души, любовь к меньшим братьям, деревенскому укладу, традициям. У него психология естественного человека) И это важно понять, потому что конфликт с техническим прогрессом, железными конями у поэта возникнет не случайно. Все было разумно в крестьянском укладе: природа диктовала человеку ритм жизни, труда, праздников. Крестьянин вставал по солнцу и жил в соответствии с временами года: весной ладил соху, пахал, сеял, летом жал, осенью пек свежий каравай хлеба. Он дорожил лесом, полем, рекой - это был его ДОМ. На этом фоне особенно заметно физическое и духовное нездоровье горожан: вялость, леность, слабость, даже порочность. Защищая естественного человека и русскую деревню как исток России, поэт вышел на очень важную проблему XX в. - экологию природы и человека .
Урок Есенина - это урок цельного, нерастраченного чувства любви к родине, которое всегда было и будет вне моды. Начинаясь с домика с голубыми ставнями, родина вобрала в себя околицы, церкви, поля, купающиеся в сини. В стихотворении "Гой ты, Русь, моя родная." Русь простая, нарядная, веселая, в чем-то иконописная, а главное - одухотворенная. Лирический герой воспринимает ее в детской радости по случаю храмового праздника ("кроткий Спас"), который и "захожего богомольца" способен приобщить к звенящему девичьему смеху. "Радуйтесь и веселитесь!" - сказано в Евангелии, и радость приходит к человеку, если он умеет жить в гармонии с Богом, природой, всем живым. Вот почему последние строки стихотворения стали для нас хрестоматийными:
Если скажет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою".
Тургеневская мысль "каждый прорастай в землю свою" нашла ярчайшее воплощение в творчестве Есенина. "Прорастай" - то есть люби, жалей, не изменяй духу ее, обычаям, традициям, плачь над ней. И Есенин заплакал, когда в 1914 г. началась первая мировая война. Все изменилось в его поэтическом мире: "потонула деревня в ухабинах", "заслонили избенки леса", "воют в сумерки долгие, зимние волки грозные с тощих полей", "грянул гром, чашка неба расколота", "загыгыкали бабы слободские, плач прорезал кругом тишину", "машет саваном пена с озер" ("Русь", 1914). Образы скорби, страдания, разрушения прежнего уклада поражают неза-тертостью, искренностью, человечностью.
Похожие публикации:
Основоположники реалистического романа. Джейн Остен.
Английский реалистический роман 19 в. имеет в своей основе традицию, созданную В.Скоттом и Дж.Остен, которые, в свою очередь, опираются на достижения писателей-просветителей. Нельзя не отметить то огромное влияние, которое оказало на рома ...
Благопожелания
На основе текста повестей писателя мы можем выделить 17 прямых формальных образцов (моделей), 3 типа смешанных форм и 3 типа косвенных моделей, по которым строятся благопожелания.
1. Первичной специальной формой для выражения коммуникати ...
Становление творческой индивидуальности Л. Андреева
Детские годы писатель провел среди детей бедняков, поэтому, как никто другой знал всю правду об их тяжёлой судьбе. В дальнейшем эти воспоминания отразились в рассказах «Баргамот и Гараська», «Ангелочек», «Петька на даче», изображающих стр ...