Проблема личной ответственности человека за свою судьбу (По рассказам А.П. Чехова)Страница 1
Воспитывай себя, предъявляй к себе
почти непосильные моральные требования
и строго следи за тем, чтобы они были выполнены.
А.П. Чехов
Творчество Антона Павловича Чехова продолжает великий труд предшественников и в то же время несёт в себе черты нового художественного открытия мира русской жизни на грани двух веков.
Время Чехова требовало большого мужества, чтобы выстоять в единоборстве с мещанством и пошлостью, которые, «как ржа» , разъедали русскую интеллигенцию тех лет. Нужно было обладать зорким взглядом и чутким сердцем, чтобы по достоинству оценить пустопорожнюю болтовню либералов, реакционных народников и , оставаясь сыном своего времени, сохранить высокое звание человека, гражданина, художника. Чехову это удалось в полной мере. Его не захлестнула война обывательщины – он стал её непримиримым врагом.
Обладая необыкновенным умением поднимать в крошечном рассказе большие вопросы современности, писатель сумел заострить внимание читателя на проблеме личной ответственности человека за свою судьбу, потому что рано осознал парадокс: краткость жизни и бесконечность человека, не умеющего всерьёз распорядиться ею. Не потерять время, не проворонить жизнь, не очнуться, когда уж поздно будет, для этого нужно жить зорко, работать, сколько можешь, даже в последние черты.
Только тогда жизнь приобретает смысл, если она прожита не зря. Проблема личной ответственности человека за свою судьбу ставится остро и обобщённо в рассказе А.П. Чехова « Крыжовник ». Центральная фигура произведения – чиновник Чимша – Гималайский. Он всю жизнь жил одной мечтой – купить усадьбу, где мог бы развести свой крыжовник. Мечта эта осуществилась. Но во что превращается Чимша – Гималайский? Обладание собственностью перерождает этого маленького чиновника, сына солдата. Он, теперь уже землевладелец, помещик, начинает барственно рассуждать о необходимости телесных наказаний для крестьян, целиком уходит в мир хозяйственных забот об усадьбе и постепенно превращается в тупого, самодовольного обывателя, бездумного эгоиста, скупца, тирана, равнодушного ко всем духовным и общественным интересам.
По моему мнению, это равнодушие сытых к голодным, мрачными красками изображённое в произведении, обрекает людей на замкнутость, эгоизм. Человеку нужно не это, нет! «Человеку нужно не три аршина земли : не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности свободного духа.» Задача и обязанность человека – не уход в мир своего «я», а борьба с общественным злом, движение вперёд.
Рассказ полон страсти, гнева и боли о людях, погрязших в тесноте, в бедности и в невежестве; полон гнева против условий, которые обрекают людей на скотоподобную жизнь и вымирание.
Ярким примером нежелания и неумения бороться за свою судьбу является Дмитрий Старцев – главный герой новеллы «Ионыч». Автор показывает, как мертвенные силы обывательщины и пошлости засасывают в своё болото даже культурного, образованного, целеустремлённого человека, если он им не сопротивляется.
Чехов поведал нам печальную историю Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в угрюмого, нелюдимого и чёрствого эгоиста. В который раз понять, как это произошло.
Похожие публикации:
Хронологическая таблица
21 сентября (4 октября) 1895г.
- родился Сергей Есенин.
1904г.
- Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем церковно-учительскую школу в городе Спас-Клепики.
1912г.
- Есенин переехал в Москву.
Осень 1913г ...
"Домби и сын"
Все эти особенности таланта Диккенса ярко сказываются в одном из лучших его романов — "Домби и сын" (Dombey and Son, 1848). Огромная серия фигур и жизненных положений в этом произведении изумительны. Фантазия Диккенса, изобретат ...
Античные образы
Интерес к античности возрос во второй половине XVIII столетия не только во Франции, но и в Англии и в Германии.
В Англии в 1768 г. вышло сочинение Роберта Вуда «Опыт об оригинальном гении и творениях Гомера», о котором восторженный отзыв ...