Народность сказок ПушкинаСтраница 5
Получив помощь от великолепного Золотого петушка, царь Додон благодарит:
"Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит "
За такое одолженье",
Говорит он в восхищеньи,
"Волю первую твою
Я исполню, как мою"
Помнит царь об обещаньи, но влюбился старый царь в Шамаханскую царицу и привез ее домой:
"Всех приветствует Додон
Вдруг в толпе увидел он
В сарочинской шапке белой
Весь как лебедь поседелый
Старый друг его скопец,
"А! здорово, мой отец",
Молвил царь ему, "что скажешь?
Подь поближе; что прикажешь".
"Царь", ответствует мудрец,
"Разочтемся наконец".
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне как другу
Волю первую мою
Ты исполнить как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу . "
Крайне царь был изумлен.
"Что ты? " старцу молвил он,
"Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся.
Что ты в голову забрал?
Я конечно обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица? "
Вывод дальнейших рассуждений будет в анализе зла и добра.
А теперь попробуем посмотреть на жадюгу-попа, к которому Балда нанимается в работники:
"Жил был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная, куда.
"Что, батька, так рано поднялся,
Чего ты взыскался? "
Поп ему в ответ:
"Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого? "
Договорились Поп с Балдой об оплате:
"В год за три щелка тебе по лбу".
Служит Балда исправно:
"Время идет и срок уж близенько.
По не ест, не пьет, ночи не спит:
Лоб у него заране трещит. "
Думы думает поп, "как лоб от расправы избавить и Балду без расплаты оставить". Ничто не помогло попу. И хоть в жизни не всегда бывает счастливый конец, не всегда добро побеждает зло, но сказки тем хороши, что в них добро побеждает зло, почти всегда - счастливое окончание.
Наказана была старуха в "Сказке о рыбаке и рыбке":
"Ничего не сказал рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге его старуха,
А перед нею разбитое корыто. "
Не сумел уйти от расплаты и поп:
"Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризною:
"Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною. "
Невыполненное обещание царя Додона привело его не только к своей гибели, но и к гибели мудреца:
Старичок хотел заспорить,
Но с царями плохо вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу: тот упал ничком
Да и дух вон. Вся столица
Похожие публикации:
“Человек мигрирующий”
Не только умение автора манипулировать своим внутренним поэтическим дыханием дало возможность герою расширить свое жизненное пространство и по “ступенькам” многоточий выйти за пределы текста в иной уровень бытования (в метатекстуальную жи ...
Характеристика пьесы Л. Филатова «Еще раз о голом короле»
В конце XX века в русской драматургии появилась новая тенденция - "интерпретация" классических произведений, как русских, так и зарубежных в форме римейка. Появились такие римейки, как "На донышке" И. Шприца, "Сме ...
Роль теории «речевых актов» в лингвистической прагматике
На рубеже XIX – XX веков западноевропейские ученые Оксфордского университета, представители философской школы неопозитивизма для разрешения задач своей науки обратились к проблемам употребления слов в обыденной и научной речи, то есть к п ...