Растление семейных и человеческих отношений в романе.Страница 3
Владимир Михайлович женился, чтобы всегда иметь под рукой слушателя для своих стихов (ситуация повторена в отношениях Иудушки и (Евпраксеюшки). Арина Петровна сразу невзлюбила стихи мужа. Отсюда скандалы и стойкое отчуждение. «Находясь в таких отношениях, они пользовались совместной жизнью в продолжение с лишком сорока лет, и никогда ни тому, ни другой не приходило в голову, чтобы подобная жизнь заключала в себе что-либо противоестественное» (XIII;10) http://www.tochkalubvi.ru шоп и интим магазин для взрослых.
Салтыков обнажает истоки всеобщей ненависти – они в отчуждении. В жизни семьи Головлевых взаимное отчуждение доведено до такой степени, что разрушаются даже веками сложившиеся, кровнородственные связи. Постепенно исчезает и то, что человеку даровано самой природой: любовь матери к детям, а детей - к матери.
Слово «семья» не сходит с языка у Арины Петровны, все, что она делает, направленно как будто на благо семьи. Но она совершенно равнодушна и к пьянству мужа и к болезни Степана Владимировича. «Кашляет да кашляет, - отмахивается она от рассказа старосты, - что ему, жеребцу долговязому, сделается! » (XIII; 21).
Щедрин, рисуя картину реального превосходства хозяйки в помещичьей семье сообщает, что Арина Петровна «все внимание свое устремила исключительно на один предмет: на округление головлевского имения, и действительно, в течении сорокалетней супружеской жизни,- успела удесятерить свое состояние » (XIII; 11).
Деловая хватка Арины Петровны также превращается в фикцию, повторение пройденного, что закономерно приводит ее к экономическому и нравственному банкротству, поскольку в заботах об округлении Иудушкиного поместья не было ни хозяйственно расчета, ни заботы о сыне , а была инерция действия, заполняющего пустоту.1
Плоды всей жизни (маменьки), выращенные на ниве «головлевского скопидомства», «исчезают в зияющей бездне погребов и подвалов». Ненасытное «зияние» погребов тем ужаснее, что глотает ни много ни мало как целую «прорву» накопленного, «пропасть деньжищ»; более того, распахнутые «зев» пустоты глотает целые головлевские жизни.
Сначала Иудушка ласково вытеснил дражайшего друга маменьку из родной Головлевки, затем нагрянул и в Дубровино, откуда Арине Петровне пришлось уехать в Погорелку. Погорелковский дом, окунувшейся в «безнадежную тишину » после отъезда внучек, стал пустым пространством, где полусонное существование хозяйки рассыпалось в прах. «Чтоб как - нибудь скрыть в собственных глазах эту пустоту, она распорядилась немедленно заколотить парадные комнаты и мезонин, в котором жили сироты («кстати , и дров меньше выходить будет», - думала она при этом), а для себя отделила всего две комнаты, из которых в одной помещался большой киот с образами, а другая представляла в одно и тоже время спальную, кабинет и столовую. <…> Но все эти предосторожности помогли мало: ощущение пустоты не замедлило проникнуть и в те две комнаты, в которых она думала отгородиться от него. Беспомощное одиночество унылая праздность - вот два врага, с которыми она очутилась лицом к лицу и с которыми отныне обязывалась коротать свою старость. А вслед за ними не заставила себя ждать и работа физического и нравственного разрушения <…> (ХIII; 95).
Достаточно вспомнить «поистине трагический вопль» Арины Петровны: «И для кого я всю эту прорву каплю! Для кого я припасаю! Ночей не досыпаю, куска не доедаю <…> для кого?!» (ХII; 19), - чтобы понять: приобретательская энергия головлевской владычицы - наркотик, маскирующий пустоту, бездна погребов олицетворяет распахнутую вокруг человека бездну духовной пустоты.
Таким образам, пустота
символизирует сбой не только внешний мир романа. Она заключена и в душе каждого из Головлевых, у которых собственнические инстинкты, деспотичность ( как у Арины Петровны ) разрушили представления о семейных отношениях, любви, нежности, преданности, обо всем том, что делает полным мир души человека и без чего она становится пустой и зияющей.
Первым в это царство пустоты попадает Степан, для которого сразу же по прибытии в Головлево «потянулся ряд вялых, безобразных дней, один за другим утопающих в серой, зияющей бездне времени» (ХIII; 31). «В воображении его мелькает бесконечный ряд безрассветных дней, утопающих в кокой-то зияющей, серой пропасти <…> » (ХIII; 29). В этой «пропасти » «бесследно тонет и идея пространства, и идея времени». Образ пустоты
Похожие публикации:
Михайловское (1824
- 1826)
В это время в Михайловском находилась семья Пушкиных. Отец принял на себя полицейские обязанности по наблюдению за сыном. Младший брат Пушкина занимался подготовкой бегства Пушкина за границу. Средства для этого предполагалось собрать пут ...
Определение понятия «сказка»
Научное понимание термина «сказка» имеет свою историю.
Одно из определений, принятых в Европе, дали Болтье и Поливка. Смысл его сводится к следующему: «под сказкой со времен Гердера и братьев Гримм понимается рассказ, основанный на поэти ...
Шлем ужаса… Что это?
«Шлем ужаса»! Лабиринты бытия и сознания. Шлем как схема сущего и несущего. Виртуальность реальности и реальность виртуальности. На этот раз Мастер преобразовывал действительность по заказу британского издательства Canongate books, потому ...