Эволюция жанра (от статьи до сатирического произведения).Страница 2
С появлением рубрики «Фельетон» рубрика «Смесь» не была уничтожена. Она вошла в фельетонный подвал, как подзаголовок. В начале совершенно невозможно было отличить материал, печатавшийся в первых столбцах «Фельетона», от материала последних столбцов, объединённых рубрикой «Смесь». Но мало-помалу происходит эволюция рубрики, движение «Смеси» к фельетону. Материал «Фельетона» начинает сильно укрупняться, занимая теперь почти весь подвал, часто и вовсе вытесняя «Смесь». Внутренние подзаголовки уничтожаются, часто фельетон оказывается посвящён одной теме общего характера.
Это можно отнести к истории рубрики «Фельетон», сам же жанр развивался следующим образом.
В газетной периодике сороковых годов девятнадцатого века можно выделить сразу несколько разновидностей жанра фельетон. В том числе нравоописательный фельетон Ф. Булгарина, В. Межевича, П. Смирновского, фельетон, представлявший собой хронику литературно-театральных новостей (В. Соллогуб, Э. Губер, Ф. Кони, К. Полевой), фельетон, связанный с физиологическим очерком «натуральной школы», с созданием характерных типов представителей общества (Н. Некрасов, отчасти Ф. Достоевский). Но всё это ещё нельзя назвать фельетоном в его современном понимании.
Кризис жанра разрешается с появлением фельетона в передовом русском журнале сороковых – пятидесятых годов, то есть, в эпоху оформившегося революционно – демократического движения. Точка приложения сил найдена была в фельетоне революционно-демократического «тяготения».
Итак, русский публицистический фельетон начал формироваться в соответствии со специфическими особенностями. Он выступил в порядке литературной полемики в форме якобы непритязательных «статеек» в отделах «Смесь» передовых русских журналов. Широкое звучание фельетон приобретает в сороковые – шестидесятые годы, появляясь в журналах и образуя в них специальные фельетонные разделы. Как самостоятельный, зрелый, влиятельный и широко распространённый жанр русский фельетон сформировался в этот период, реалистически вбирая в себя достоверные факты и наблюдения российской действительности, правдиво освещая и образно истолковывая её. Пользуясь всеми видами иносказаний, русский фельетон совершенствуется, приобретая всё более яркую своеобразную форму.
Изучив историю развития фельетонного жанра в разных странах, можно сделать вывод: фельетон (именно жанр, а не рубрика) почти не появляется на страницах газет в относительно спокойное время и, наоборот, бурно развивается в годы революционных волнений. И это кажется закономерным, ведь, если вспомнить слова Михаила Кольцова, «фельетон – это камень, который даёт широкие, далеко расходящиеся круги по воде»2. «Насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете»4, - писал Н.В. Гоголь. И в наше время фельетон не потерял своей остроты, злости и действенности, оставаясь излюбленным и эффективнейшим оружием журналиста.
Похожие публикации:
Глава 4
Сказка «Ашик – Кериб» была написана в 1837 году в Закавказье: там стоял Нижегородский драгунский полк, куда Лермонтов был переведен из гвардии за стихи на смерть Пушкина. Сказка «Ашик – Кериб» представляет собой запись азербайджанского да ...
Улас Самчук и Василий Барка
Конец 20-х – начало 30-х годов ХХ ст. ознаменовалось для Украины, которая была тогда в составе СССР, – самого страшного, по-видимому, приложу тоталитарного государства в истории, приходом тяжелых, очень тяжелых времен. По подсчетам Юрия Л ...
Объясните особенности драматургического конфликта в комедии «Женитьба».
Почему главная тема комедии – «иллюзорность»?
Вся комедия «Женитьба» представляет собой иллюзию должного, замена его комическим. Комизм – от стремления совместить несовместимое, а это стремление – от сознания важности ситуации. Исчерпывающая интерпретация комедии – идеал, вечно недос ...