Глава 5Страница 1
«Герой нашего времени» – центральное произведение, созданное в годы творческой зрелости Лермонтова.
Роман вобрал в себя весь человеческий и литературный опыт автора. Он состоит из ряда отдельных новелл, открывающегося «Беллой» и заключенного «Фаталистом».
Это не было просто случайное «собрание повестей»; это было цельное произведение, роман, построенный на объединении (в соответствии с традицией, характерной для русской прозы 1830-х годов) малых жанровых форм, отмечалось в «Отечественных записках».
Каждая из первых трех повестей: «Бэла», «Фаталист», «Тамань» – представляла собой внутреннее завершенное целое и могла быть опубликована как отдельное самостоятельное произведение. Роман же возник тогда, когда были написаны «Максим Максимыч» и «Журнал Печорина» (в который включена «Княжна Мэри») – важнейшие составные компоненты произведения. Композиция романа очень сложна. «Предисловие», появившееся во втором издании, написано от лица автора. Дальше читатель знакомится с «путевыми записками» человека, путешествующего по Кавказу. К «путевым запискам» примыкает «Журнал Печорина».
Роман Лермонтова относят к философской прозе и связывают с ее традициями, в то же время, он ищет много общего с очерковой литературой, романом-путешествием. Это произведение может быть сопоставлено с романом-исповедью. Наконец, «Герой нашего времени» предстает как цикл повестей или рассказов, объединенных одним героем и необыкновенным характером приключений, которые выпали на его долю.
Каждая повесть значима не только сама по себе, все вместе они создают образ героя того времени. Поэтому и первоначальное заглавие романа, известное по рукописи, – «Один из героев начала века». Работая над романом, Лермонтов поставил перед собой цель – создать «портрет, составленный из пороков всего поколения». В Печорине есть страдание и одиночество, опыт и зрелость, безумные надежды; в нем – раздвоенность и необъятные силы; он как «парус одинокий» «ищет бури».
Рядом с Печориным живут, страдают, любят другие герои, в которых действительность воплотилась другими сторонами. Это герои не похожи друг на друга, они представляют собой две стороны русской жизни – России народной и России образованной, обстоятельства и жизнь сталкивают их…
«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно, когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».
«Бэла» была напечатана в «Отечественных записках» под названием «Из записок офицера о Кавказе». Белинский отмечал: «Простота и безискусственность этого рассказа – невыразимы, и каждое слово в нем так не своем месте, так богато значением. Вот такие рассказы о Кавказе, о диких горцах и отношениях к ним наших войск мы готовы читать, потому что такие рассказы знакомят нас с предметом, а не клевещут на него. Чтение прекрасной повести Лермонтова многим может быть полезно».
В «Бэле» мы узнаем о том, как Печорин задумал и учинил поверку жизнью известной романтической утопии, утверждавшей возможность обретения счастья «сыном века» в союзе с дикаркой.
Лермонтовский герой завоевывает ценой некоторых усилий доверие и любовь черкешенки. Казалось, он обретает счастье. Но скоро Печорин приходит к заключению, что человек «зрелого ума» не может обрести счастья в любви дикарки, что эта идея сама по себе не состоятельна. Для Печорина как человека развитого образованием и любовь должна иметь разумное содержание. Ему необходима не только страстная привязанность к нему любимой женщины, но и взаимопонимание, предполагающее возможность дружеского общения, дающего пищу сердцу.
«Тамань». По свидетельству мемуаристов, сюжет повести построен на действительных событиях, участником которых оказался Лермонтов во время своего пребывания в Тамани осенью 1837 года.
«Тамани» подвергается анализу другая романтическая утопия: «Тамань» развенчивает романтику разбойничьей жизни. В литературе разбойники обычно изображались как грозные мстители, поднявшиеся на борьбу с обществом во имя идеала справедливого жизнеустройства. Они презирали законы жизни, в которой господствовал культ злата, обман, насилие.
Лермонтов вводит своего героя в круг так называемых «честных контрабандистов». Первоначально Печорину представляется, что он попадает в мир, где все дышит таинственностью и возвышенной романтикой. Но очень скоро он убеждается в том, что движет этими людьми эгоизм и корыстолюбие, а жизнь их характеризует удивительная убогость стремление и отсутствие всякого духовного содержания.
Похожие публикации:
Обезьяна Бога.
Издавна сатану называют «обезьяной Бога». Как обезьяна подражает действиям человека, не понимая их смысла, так и демон пробует копировать некоторые действия Творца. Таковы притязания Воланда: быть Богом . «Но вот какой вопрос меня беспоко ...
Миф об Орфее и Эвридике
Орфей - величайший из когда-либо живших поэтов и музыкантов, сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Не совершал он подвигов, подобных тем, которые прославили Персея или Геракла. Но деяния его беспримерны, так же как беспример ...
Чувство родины - основное в творчестве Есенина
Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”.
И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, а родин ...