Глава 5Страница 2
«Княжна Мэри». Это центральная часть записок Печорина наиболее широко представляет современное Лермонтову «общество», быт и нравы посетителей Кавказских минеральных вод. Многие персонажи повести имели своих прототипов.
В «Княжне Мэри», единственной из «цепи повестей» в романе, в которой мы наблюдаем, казалось бы, Печорина в родной среде, обнажается «красивая пустота» искусственной жизни современного цивилизованного общества с его романтическими историями и таинственными дуэлями, ведущими людей к гибели нередко из-за ничтожного пустяка.
В этой повести мы встречаем приятеля Печорина – доктора Вернера. Вернер – двойник Печорина. Поставив его на ровне с «сыном века», Лермонтов раскрывает сложность духовной жизни своего героя, приподнимая завесу над его интеллектуальными интересами, с одной стороны, и показывая, с другой, как скептически начинает смотреть «современный человек» на науку, которая не помогла ему постигнуть цель бытия и найти свое, соответствующее его возможностям место в жизни.
В «Княгине Мэри» Печорин проверяет идею жизненной практикой. Эта идея возможности вернуться в среду, связанную с тем петербургским светским обществом, которое породило его, и обрести здесь душевный покой и счастье. Все лучшее, что сохранилось в этой среде, тянется к Печорину; дружеские контакты связывают с ним доктора Вернера, любовь юной Мэри чиста и прозрачна. Но Печорин отдает себе отчет о том, что подобное счастье не для него.
В повести «Княжна Мэри» показывается, какие повороты и наслоения возникают в поведении и психологии мятущейся одаренной личности, обреченной на жизнь одностороннюю. По воле Печорина разбито сердце Мэри, оскорблено самолюбие девушки, виновной лишь в том, что когда-то она в его присутствии отличила другого. Печорин отдает себе отчет о том, что первоначально его в «нравственного калеку». Печорин определяет свою роль в жизни, то «как жалкую роль палача или предателя», то как роль «топора в руках судьбы». Тема судьбы – одна из постоянных тем в раздумьях Печорина, введенных в контекст повести «Княжна Мэри».
В новелле «Фаталист» она становиться центральной.
«Фаталист». По утверждению биографа Лермонтова П.А. Висковатого, «Фаталист» списан с происшествия, бывшего в станице Червленной с дядей Лермонтова. Есть предположение, что в «Фаталисте» запечатлено подлинное происшествие, участниками которого были Лермонтов и его приятель А.А. Столыпин.
Вопрос о «случае», «судьбе», «предопределении», входивший в круг философских проблем, особенно интересовавших современников Лермонтова и положен в основу «Фаталиста». Сюжет новеллы трижды подтверждает реальность предопределения. Вместе с тем, фатализм не исключал для Лермонтова активного вмешательства в жизнь, но, напротив, он предполагал свободу действий, решительное вторжение в заранее определенный ход событий.
«Фаталист» – закономерный эпилог лермонтовского романа. Разуверившийся, разочаровавшийся во всем лермонтовский герой предстал перед читателем размышляющий над проблемами судьбы и смерти. Испытывая судьбу, понимаемую как власть случая, Печорин бросается в окно взять пьяного казака. Печорин сомневается в том, что смерть его – дело случая. Но в том, что жизнь его не сложилась по воле каких-то могучих обстоятельств, неподвластных человеческой воле, у него нет сомнений.
Печорин формирует новое понимание судьбы как власти исторических обстоятельств, предопределяющих жизненный путь и психологию человека его времени. Тем самым оправдывается вынесение «Фаталиста» в конец романа как новеллы, в которой жизненная трагедия героя осознается им самим в свете новых представлений, навеянных последекабрьской эпохой.
Лермонтов, несомненно, был полон внимания к необыкновенной, незаурядной личности дворянского интеллигента. Его герой необыкновенен, «странен», и все события, в которых он участвует, то же необыкновенны и странны.
Автор показывает нам «зависимость героя от вне его лежащих обстоятельств», выступающих в романе как рок, судьба, предчувствие, предсказание. Вместе с тем отношение Печорина к жизни как к игре, переживаемое им чувство обреченности, противоречивый ход раздумий героя всюду представлены в качестве философско-психологического общения жизненного опыта. У Лермонтова совершается как бы обратный ход по сравнению с последующим реалистическим романом – не действительность обусловливает противоречивость Печорина, а противоречия героя на существо жизни.
«Герой нашего времени» – значительное явление в развитии классической литературы. Это первый русский психологический роман в прозе, в котором показаны изнутри жизнь сердца и напряженная работа ума человека 30-х годов.
Похожие публикации:
Выступление
Уважаемые члены экзаменационной комиссии, я хочу вам представить реферат по литературе на тему: «В.М.Шукшин – самородок земли алтайской». Эта тема актуальна, так как 2009 год на Алтае стал годом Шукшина. Творчество Василия Макаровича волн ...
Наставления
Среди традиционных высказываний выделяем также такой вид, как наставления. Рассмотрим морфолого-синтаксические типы, с помощью которых в русском языке могут быть образованы наставления. Выделим 3 формы:
1. Представляется возможным образо ...
Неомифологизм и концепция пустоты в романе «Чапаев
и Пустота». Неомифологизм как элемент структуры романа «Чапаев и Пустота»
В романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота» используется более традиционный подход к романному конфликту, то есть система образов не является системой, в которой протагонист поставлен в заведомо внеположенную по отношению к остальным персонаж ...