Исследование звукового состава стихотворений Лермонтова с точки зрения
фоносемантикиСтраница 2
Все это позволяет нам говорить о том, что восприятие взрослыми и детьми одного и того же стихотворного текста отличаются друг от друга в первую очередь тем, что жизненный опыт взрослых гораздо богаче, хотя эмоциональный фон восприятия практически одинаков.
Когда речь идет о стихотворении "Нищий", в котором цветовых намеков не содержится, то здесь напрямую работает восприятие содержания и звучания текста. Получившийся при подсчетах лиловый (сиреневый) цвет, содержащий некий намек на формальную принадлежность стихотворения к любовной лирике, остался совсем не замеченным ни взрослыми, ни детьми (он на последнем месте). На первый план выходит олицетворяющий трагедию чувства черный цвет, который по подсчетам является последним.
Представляется интересным и тот факт, что некоторые из опрашиваемых, создавали не просто цветовую ассоциацию, а рисовали художественный образ. Например, второе стихотворение дает повод для ассоциации с цветочной поляной, с лебедем, с нежным цветком, с сердцем; первое - с вершиной горы, покрытой снегом, интересным представляется и образ руки, протягивающей камень; третье стихотворение рождает практически иллюстративный образ - образ русалки, на некоторых рисунках - образ огня. Четвертому стихотворению "повезло" меньше - чаще всего рисуют тучки или лицо с изображением слез. Наличие подобных иллюстраций объясняется тем, что многим проще изобразить смысловую иллюстрацию, чем создавать цветовой образ, отражающий эмоции.
Похожие публикации:
Глава 1
Очерк «Панорама Москвы» – датируется 1834 году. Это первая проба пера в прозе молодого Лермонтова, которая представляет собой сочинение, выполненное по заданию преподавателя русской словесности в Школе гвардейских прапорщиков и кавалерийс ...
Функции экзотизмов в тексте
Язык художественной литературы имеет свою специфику. Известно, что художественная речь частично совпадает с понятием «литературный язык». Литературный язык является основой художественной речи, однако, последняя использует кроме литератур ...
Сравнительный анализ политики Сталина в области литературы в 20-30-е годы. Организация
управления культурой
Как мы неоднократно отмечали в своей работе, в первые десятилетия после Октябрьской революции литературе отводилась роль чуть ли не главного идеолога партии. Поэтому уже в годы гражданской войны партия создала основу управления культурой. ...