Маяковский и ЕвпаторияСтраница 4
Перейдем теперь к стихам, написанным непосредственно на крымские темы. Как и во всем творчестве поэта, мы видим в них органическую слитность лирики с публицистикой, пример лирики общественной.
Лирически воспринимает поэт пейзажи, цветы, горы, море, все богатства крымской природы.
Я езжу
по Южному
берегу Крыма —
не Крым,
а копия
древнего рая.
Какая фауна,
флора
и климат!
Пою,
восторгаясь
и озирая.
(„Земля наша обильна". Том IX, стр. 385)
Хожу,
гляжу в окно ли я,— ,
цветы
да небо синее,
то в нос тебе
магнолия,
то в глаз тебе
глициния.
(.Крым". Том VIII, стр. 251).
Крымские стихи Маяковского проникнуты чувством гордости за Советский Крым, ставший местом отдыха и лечения сотен тысяч трудящихся.
Маяковский никогда не отмахивается от личных тем, личных хотя бы и в узком смысле этого слова. Он писал: „В этой теме, и личной и мелкой, перепетой не раз и не пять, я кружил поэтической белкой и хочу кружиться опять". („Из поэмы „Про это").
Но поэт всегда восставал против того, чтобы под флагом личной лирики уводить поэзию от общего дела социализма. Яростно борясь против тех, кто пытался дискредитировать политическую поэзию, Маяковский бросал в лицо „чистых лириков" проникновенные слова:
Я буду писать
и про то
и про это,
но нынче
не время
любовных ляс.
Я всю свою
звонкую силу поэта
тебе отдаю,
атакующий класс.
(Том VI, стр. 32).
Голос Маяковского в его политической поэзии звучал так же лирически, так же свежо и непосредственно, с такой же глубокой внутренней силой, как и в его произведениях, навеянных личными переживаниями.
Мне б хотелось
про Октябрь сказать
не в колокол названивая,
не словами,
украшающими
тепленький уют,—
дать бы
революции
такие же названия,
как любимым
в первый день дают!
(„Не юбилейте". Том VIII, стр. 117).
В творчестве Маяковского личное и общественное сливалось воедино. Мотивы личных переживаний сочетались у него с глубочайшей любовью к социалистической родине, к Октябрьской революции.
Могучий поэтический талант придавал неповторимую выразительность его стихам, которые, независимо от того, „про то" они или „про это", с одинаковой любовью и благодарностью принимают советские люди.
Во вступлении к поэме „Во весь голос" Маяковский писал": „Я ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный". Для того, чтобы наступило наше Сегодня, когда жить стало лучше, жить стало веселее, для того, чтобы в грядущем „коммунистическом далеке" потомки людей Октября могли спокойно посвящать свой досуг радостям жизни и красотам природы,—для всего этого поэт считал своим долгом расчищать оружием слова дорогу в Сегодня и Завтра. Обращаясь к потомкам, Маяковский говорил: „для вас, которые здоровы и ловки, поэт вылизывал чахоткины плевки".
И в Крыму поэт встречал немало остатков проклятого прошлого, которое мешает идти вперед, притупляет ненависть к классовому врагу, усыпляет перед лицом военной угрозы. Поэтому он напоминает о враге, призывает к укреплению оборонной мощи. Поэтому наряду восторженными строками о красотах природы Крыма—агитация за благоустройство курортов, бичевание грязи и непорядков.
Огромное
синее
Черное море,
часы
и дни
берегами едем,
Похожие публикации:
Смерть Базарова
Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” — Евгений Васильевич Базаров — погибает в финале произведения. Базаров — сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Жизненная позиция Евгения заключается в том, что он вс ...
Абсурд как средство выживания и самореализации героя
Абсурд равно зависит и от человека, и от мира. Пока он — единственная связь между ними. Абсурд скрепляет их так прочно, как умеет приковывать одно живое существо к другому только ненависть.
Мы уже упоминали о довлатовской манере умолчани ...
Политика Сталина в области литературы в 30-е
гг.. Постановление ЦК
ВКП(б) “О перестройке литературно-художественных организаций”
В 1932 году постановление ЦК ВКП(б) распустило все существовавшие в стране объединения и заменило их едиными творческими союзами писателей, художников, архитекторов, композиторов, при каждом творческом союзе были учреждены соответствующие ...