Улас Самчук и Василий БаркаСтраница 3
В Уласа Самчука давние традиционные проблемы морали, труда на земле, достатка, любви и счастья, христианской морали, национального сознания, родителей и детей, появляются в самобутній художественной интерпретации, в спектре виденья трагедии Украины 1917-1933 гг. Самый молодой Мариин сын Лаврентий, как самый порядочный, самый человечный, сознательный национально, становится жертвой большевистских репрессий. Трагедия Марииного рода происходит изо дня в день. Единственная дочь с маленьким ребенком погибают в голодных муках. Середульший сын, ленивый и непослушный Максим, становится большевистским палачом, глумится над извечной народной моралью, разрушает святые храмы, мордует своих соотечественников, презирает национальный корень. Именно он символизирует разрушительную антигуманную суть коммунистического лжемесіанства. Символическим является и то, что отступника-сына, как то мы имеем у Гоголя, собственной рукой карает насмерть родной отец Корней: “Быстрыми шагами подошел к нему и раз, второй размахнулся и опустил топор.
Вырвался дикий крик и сразу замолчал. Топор своим гострієм попадала в что-то мягкое, в что-то мягкое, которое легко поддавалось, и потому глубоко грузла. Из кровати белой, теплого вырывались некоторое время стоны, но и они утихли. Корней сек и сек. Сек, как малый парнишка сечет крапиву или сорняк, пока не устала рука .”
Но и топором Корней рубил социализм, пролетариат, которые истребили род Перепутькив, уничтожили хозяйство, повиганяли из родительского дома, которые уничтожили миллионы украинских семей. Убив сына-отступника – одного из виновников национальной трагедии, – Корней в то же время обнаруживает беспокойство об умирающей жене Марии, отдавая ей то, которое осталось от недоеденного дохлого зайца, заботится о Надежде, не зная, что обезумевшая и ошалевшая от голода дочь наложила на себя руки, задушил перед тем своего ребенка.
Близкий к В. Стефаника как незаурядный мастер психологического письма, Улас Самчук прибегает к глубокому анализу внутреннего состояния персонажей, которые оказываются в экстремальных ситуациях. Да, убежденный, что он должен наказать сына-изувера и понимая, что сам умрет от голода, Корней обнаруживает последнее внимание свою к жене, умиляется к родному псу, на которого не подвелась рука и с которым собирается умереть вместе где-то в поле.
Из уст Корнея – когда-то легкомысленного, даже бездушного матроса, которому человечность и порядочность вернул честный труд, - взлетает осуждение преступной системы, которая уничтожала в крестьянине хозяина, разрушала извечную неразрывную связь его с землей: “И который же я грех делал, когда у меня из двух десятин восстало двенадцать? Когда у меня из одной коровы стали шесть . Когда из десяти плодородных деревьев выросли двести? Какой это был, умная людино, грех и пощо взивати меня сволочью, кулаком? .
. Чтобы я, что целый возраст лил пот, который вытворил столько хлеба, которыми можно прокормити целое государство, шел к отої коммуне и там каждый вечер наставлял старческую руку, чтобы мне какой-либо Янкель давал ломоть невыпеченного, из помета хлеба? О нет! Вот уже нет!”
Но обрубленный родовой корень, осквернена земля, пошел в миры на погибель Корней, не стало Марииних детей, умирает и она сама, иметь рода человеческого. И все же, невзирая на трагедийный пафос, в произведении звучат жизнеутверждающие мотивы, мотивы незнищенності памяти народной, торжества добра над злом. Где-то живет единственная ветвь Марииного рода: ее и Корниив найстарший сын Демко, попав в войну к немецкому плену, пустил там корень на чужой земле. Воскреснут в человеческой памяти и невинно убієнні.
Символическое виденье видит умирающая Мария, а рядом – Игната, ее прежнего, обманутого ею мужа:
“Мария расплющила глаза, смотрит навстречу солнцу, вынула сухую костлявую руку и протянула ее вдалеке от себя.
– Солнце! – говорит она.– Солнце! Смотри, Гнате, какое солнце. Видел ты когда такое солнце?
Кончики луча отапливают сухие жилы руки, бьют в впалые глаза, підбарвлюють серебро волос. Мария не щурит глаз. Смотрит ровно и широко. Игнат молча сидит, и в душе его воскресают мертвые из гробов, встают из гроба люди, далекие, забытые, разбросанные по всей земле. Встают и поют радостные песни. Игнат улыбается .”
Если Улас Самчук, змальовуючи жизнь украинского села на протяжении нескольких десятилетий, анализирует прежде всего истоки большой народной трагедии 1933 года, то Василий Барка в своем романе “Желтый князь” (1963), художественно обобщая документальный материал страшного преступления тоталитаризма, подает множество ужасных картин этого Апоклипсису, через отдельные человеческие судьбы, поступки, моральную позицию персонажей воспроизводит целый народ в определенной исторической конкретике. Произведение В. Барки просто-таки пресыщено страшными фактами, событиями – реалиями черного лихолетия. Трагедия 1933-го осмысливается писателем через библейское пророчество как результат запрограммированного геноцида, что его осуществляла партия большевиков и свои вожди, которые ассоциируются с фатальным дьявольским знаком “666”. Зверь с этим знаком появляется из рассказов путника в желтой одежде – так через весь роман проходит символический образ Желтого князя, который несет смерть, горе, страдание, сплошное уничтожение и разрушение, опустошает не только землю, но и души человеческие: “Всех противоположных ему, но верных Христу, будут вызывать и выгрызать из нивы жизнь, будут убивать, как чужих птиц – огнем, железом, голодом; подобно теперь делается. Ухудшится свирепо при последнем звере . Ломти хлеба не дадут, когда не покажется знак на лбу и на ладони, кладущийся от князя, что при дьяволе ходит”.
Похожие публикации:
Знаки недоговоренности и умолчания в недидактической прозе Сергея Довлатова
Наша литература долгое время стояла на позиции строгой дидактики. Первостепенной целью литературы являлось научать как “в стране Советской жить”. Россия всегда считалась литературной страной, она давно взяла бразды правления человеком в с ...
Место матери в жизни Василия Макаровича
Говоря о Василии Макаровиче, нельзя не сказать об его особом отношение к матери. (приложение 2)
Мария Сергеевна была человеком, любящим людей. Она никогда не осуждала человека, а понимала и учила человеколюбию своих детей Наталью и Васил ...
Воспоминание современников А.П. Чехова
Чехова упрекали в беспринципности, ибо он не принадлежал ни к какой партии и превыше всего ставил творческую свободу. «Главное, невидимо действующее лицо в чеховских пьесах, как и во многих других его произведениях, - беспощадно уходящее ...