ЗаключениеСтраница 3
Смех в телеге и в толпе удваивается…
- Папочка, папочка, - кричит он отцу, - папочка, что они делают?
- Пойдем, пойдем! – говорит отец… Но уж бедной лошадке плохо.
- Секи до смерти! – кричит Миколка, - на то пошло…
- Да что на тебе креста, что ли нет, леший! – кричит один старик из толпы…
- Заморишь! – кричит третий… Вдруг хохот раздается залпом и покрывает все: кобыленка… начала лягаться… Два парня из толпы… бегут к лошаденке сечь ее с боков…
- По морде её, по глазам хлещи, по глазам! – кричит Миколка.
- Песню, братцы! – кричит кто-то с телеги… Раздается разгульная песня разгульная песня, брякает бубен, в припевах свист. Бабенка щелкает орешками и посмеивается… Он бежит подле лошадки… он видит, как ее секут по глазам, по самым глазам! Он плачет, … кричит… Лошадка… при последних усилиях, но еще раз начинает лягаться.
- А, чтобы те леший! – вскрикивает в ярости Миколка. Он… вытаскивает … длинную и толстую оглоблю…
- Разразит! – кричат кругом…
- Мое добро! – кричит Миколка… Раздается тяжелый удар.
- Секи ее, секи! Что стали! – кричат голоса из толпы…
- Живуча! – кричат кругом…
- Расступись! – неистово вскрикивает Миколка … и вытаскивает железный лом. – Берегись! – кричит он… Удар рухнул…
- Добивай! – кричит Миколка…Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает.
- Доконал! – кричат в толпе…
- Мое добро! – кричит Миколка…
- Знать, креста на тебе нет! – кричат … многие голоса.
Бедный мальчик… с криком пробивается сквозь толпу к савраске… целует ее в глаза, в губы…
- Папочка! За что они … бедную лошадку … убили! – всхлипывает он, но дыханье его захватывает, и слова криками вырываются из его стесненной груди».
Вся эта сцена – в криках пьяной толпы, в криках истязателя Миколки; контрастом к тем крикам – жалобные плачущие крики маленького мальчика (в эпизодах всего 26 упоминаний крика).
Замечательна и другая особенность – звуковой контраст: вся сцена истязания лошади проходит под хохот и смех толпы (8 упоминаний), пение, бряканье бубна,подсвист и щелканье орешков.
Три тональных мелодии соединилось в этой сцене: разудалый, хохочущий гул толпы, плачущие крики ребенка и пьяные грубые крики садиста Миколки и его друзей.
Это все звуки тяжелые, надрывные, конфликтные, создающие поддерживаемую атмосферу напряженного трагизма.
Другой особенностью поэтики Достоевского является своеобразие и сила его цветового письма, заключающаяся преимущественно в психологической сложности и направленности в использовании красок. Достоевский крайне сдержан в использовании цвета. В колорите Достоевского ясно сказывается значительность и напряженность редкого, но своевременного неумело поставленного цветового письма. Так, С.М. Соловьев считал, что Достоевский «был зачинателем совершенно новой экспрессивной трактовки цвета в искусстве вообще и в литературе в частности».
Великий колорист в живописи – Делакруа говорил, что цвет таит в себе еще не разгаданную и более могущественную силу, чем обычно думают, и действует на наше подсознание. Такая же трактовка цвета свойственна Достоевскому.
С этих позиций рассмотрим цветовое решение сновиденческих эпизодов.
Во втором сне (сне-грезе), который привиделся Раскольникову накануне преступления, он видит себя в Египте, в оазисе: «и прохладно так, и чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку…» Пейзаж этого сновидения явно противопоставлен душному Петербургу. Голубой цвет – цвет ясности, чистоты. Желтый цвет, доминирующий в петербургских пейзажах, в этом сне вытеснен золотым. Ясные чистые цвета сна (голубой, золотой) позволяют представить чего жаждет душа Раскольникова и в то же время напоминают о страшном решении героя.
Похожие публикации:
Жизненный и творческий путь Жуковского
Василий Андреевич Жуковский родился 9 февраля (29 января по старому стилю) 1783 года. Он был незаконнорожденным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи, получившей в крещении имя Елизаветы Дементьевны. Мальчика ...
Вступление
Поверь, ничтожество, есть благо
в здешнем свете.
К чему глубокие познанья,
жажда славы,
Талант и пылкая любовь
свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Эти строки можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Лермонтова. Каждое ск ...
Введение.
Чарльз Диккенс, величайший английский романист 19 в., бесспорно остается одним из самых известных писателей как в Англии, так и за ее пределами. Уже первые произведения, вышедшие в свет в середине 30-х гг. 19 в, принесли их автору широкую ...