Вступление
Поверь, ничтожество, есть благо
в здешнем свете.
К чему глубокие познанья,
жажда славы,
Талант и пылкая любовь
свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Эти строки можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Лермонтова. Каждое сказанное Лермонтовым слово не надуманно, но пережито и выстрадано.
Что такое для нас Лермонтов? Как объяснить те ощущения, когда мы открываем томики его стихов, знакомимся с действующими лицами «Героя нашего времени…»
Почему именно Лермонтов? Почему именно в его стихах, прозе каждый из нас открывает для себя свое, самое сокровенное. Почему грустный, печальный, отчаявшийся Лермонтов так нужен всем…
Извечный cпор: кто лучше – Пушкин или Лермонтов – неразрешим, потому что два великих поэта не просто разные характеры, разные личности, они – герои разного времени. Герцен – почти ровесник Лермонтова – называл «свое» поколение «отравленным с детства». Всего на пятнадцать лет раньше Лермонтова родился Пушкин, на целых пятнадцать лет он старше. Если Пушкин жил и формировался в эпоху расцвета декабризма, то Лермонтов отразил в своем творчестве эпоху последекабрьского безвременья.
Ровесники Лермонтова не могли мечтать о деятельности, потому что деятельность в эпоху Николая I сводилась к повиновению. В тринадцатые годы XIX столетия честному, умному, активному человеку некуда было приложить свои силы: всякая попытка действовать и мыслить самостоятельно пресекалась. Вот в это время в литературу вошел Лермонтов.
В юности Лермонтова не было света и веры. Он вырос в душевной пустыне, жил в ней, и сам себя на неё обрекал, и не мог из неё выбраться. Среди отчаянной пустоты той жизни, которой он жил, оставалось одно: сохранить свободу мысли и духа. Сохранить интерес к людям. Попытаться понять их души, их трагедию.
Михаил Юрьевич Лермонтов, – лирический герой почти всех своих стихов: мы все знаем его как человека – с одиночеством, бурной тоской, предчувствием ранней своей гибели – и всегда со страстной энергией, отчаянной каждой деятельности, счастья.
Он писал о себе и, в то же время, всегда готовился написать не о себе. О человеке своего поколения. О герое своего времени. И может быть, «вся его поэзия – подготовка к непостижимому подъёму на вершину его прозы», – писала М. Цветаева.
Опыты драматургии, первые прозаические произведения – это тоже подготовка, тоже наброски, эскизы, подход к будущему герою романа.
«В уме совсем я создал мир иной
И образов иных существованье.
Я цепью их связал между собой,
Я дал им вид, но не дал названья»
(«Русская мелодия» 1989 год)
Что мы знаем о прозе Лермонтова? Наиболее известное произведение М.Ю. Лермонтова – это «Герой нашего времени».
Но были и первые пробы пера в прозе – это юношеский роман «Вадим», потом был незаконченный роман «Княгиня Лиговская», прозаический отрывок «Я хочу рассказать вам», сказка «Ашик – Кериб», и, наконец, значимое в творчестве Лермонтова произведение «Герой нашего времени». Еще известен очерк «Кавказец», фантастическая повесть «Штосс»; очерк «Панорама Москвы».
Похожие публикации:
Своеобразие книги М. Осоргина «Повесть о некой девице» как цикла
исторических миниатюр.
27 июня 1953 года М. Осоргин рассказывал А.С. Буткевичу о своих делах: «Помимо большого романа («для души» и для книги) пишу еженедельно рассказ – уже для заработка, и это шестьдесят пять недель подряд! Рассказы исключительно исторические ...
Особенности освоения заимствованных слов.
В процессе заимствования иноязычная лексика подвергается ассимиляции, русифицируется. У иноязычного слова происходит изменения графические, фонетические, грамматические, семантические.
Графическое освоение
– передача иноязычного слова н ...
Роль теории «речевых актов» в лингвистической прагматике
На рубеже XIX – XX веков западноевропейские ученые Оксфордского университета, представители философской школы неопозитивизма для разрешения задач своей науки обратились к проблемам употребления слов в обыденной и научной речи, то есть к п ...