Вступление
Поверь, ничтожество, есть благо
в здешнем свете.
К чему глубокие познанья,
жажда славы,
Талант и пылкая любовь
свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Эти строки можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Лермонтова. Каждое сказанное Лермонтовым слово не надуманно, но пережито и выстрадано.
Что такое для нас Лермонтов? Как объяснить те ощущения, когда мы открываем томики его стихов, знакомимся с действующими лицами «Героя нашего времени…»
Почему именно Лермонтов? Почему именно в его стихах, прозе каждый из нас открывает для себя свое, самое сокровенное. Почему грустный, печальный, отчаявшийся Лермонтов так нужен всем…
Извечный cпор: кто лучше – Пушкин или Лермонтов – неразрешим, потому что два великих поэта не просто разные характеры, разные личности, они – герои разного времени. Герцен – почти ровесник Лермонтова – называл «свое» поколение «отравленным с детства». Всего на пятнадцать лет раньше Лермонтова родился Пушкин, на целых пятнадцать лет он старше. Если Пушкин жил и формировался в эпоху расцвета декабризма, то Лермонтов отразил в своем творчестве эпоху последекабрьского безвременья.
Ровесники Лермонтова не могли мечтать о деятельности, потому что деятельность в эпоху Николая I сводилась к повиновению. В тринадцатые годы XIX столетия честному, умному, активному человеку некуда было приложить свои силы: всякая попытка действовать и мыслить самостоятельно пресекалась. Вот в это время в литературу вошел Лермонтов.
В юности Лермонтова не было света и веры. Он вырос в душевной пустыне, жил в ней, и сам себя на неё обрекал, и не мог из неё выбраться. Среди отчаянной пустоты той жизни, которой он жил, оставалось одно: сохранить свободу мысли и духа. Сохранить интерес к людям. Попытаться понять их души, их трагедию.
Михаил Юрьевич Лермонтов, – лирический герой почти всех своих стихов: мы все знаем его как человека – с одиночеством, бурной тоской, предчувствием ранней своей гибели – и всегда со страстной энергией, отчаянной каждой деятельности, счастья.
Он писал о себе и, в то же время, всегда готовился написать не о себе. О человеке своего поколения. О герое своего времени. И может быть, «вся его поэзия – подготовка к непостижимому подъёму на вершину его прозы», – писала М. Цветаева.
Опыты драматургии, первые прозаические произведения – это тоже подготовка, тоже наброски, эскизы, подход к будущему герою романа.
«В уме совсем я создал мир иной
И образов иных существованье.
Я цепью их связал между собой,
Я дал им вид, но не дал названья»
(«Русская мелодия» 1989 год)
Что мы знаем о прозе Лермонтова? Наиболее известное произведение М.Ю. Лермонтова – это «Герой нашего времени».
Но были и первые пробы пера в прозе – это юношеский роман «Вадим», потом был незаконченный роман «Княгиня Лиговская», прозаический отрывок «Я хочу рассказать вам», сказка «Ашик – Кериб», и, наконец, значимое в творчестве Лермонтова произведение «Герой нашего времени». Еще известен очерк «Кавказец», фантастическая повесть «Штосс»; очерк «Панорама Москвы».
Похожие публикации:
Исследование звукового состава стихотворений Лермонтова с точки зрения
фоносемантики
Мы попытались описать фонетическое значение нескольких стихотворений Лермонтова, опираясь на звукоцветовые исследования А.П. Журавлева, пользуясь, как образцом, его исследованиями произведений других авторов.
Результаты нашей работы над ...
Реализм в зарубежной литературе XIX века
Реалистические тенденции, то есть изображение действительности в объективных (жизнеподобных) образах существовали задолго до возникновения самого метода, но проявления этого метода были несистемными. Это были вкрапления на фоне иных, боле ...
Культуроведческий анализ поэмы «Тазит» А.С. Пушкина
В методике преподавания литературы, а также в литературоведении, жизнь художественного произведения рассматривается через призму его актуальности, его движения из прошлого через настоящее в будущее. Поэтому важным моментом будет рассмотре ...