Эволюция личности Пьера БезуховаСтраница 5
В прочем, у Пьера бывали иногда и светлые моменты, когда он снова обращался к своей беспутной, разгульной жизни, но эти моменты не были продолжительны. Пьер жил в каком-то чаду, особенно усиливавшемся от общего патриотического воинственного настроения, ибо Наполеон, шёл уже на Москву. Нервы Пьера были натянуты в высшей степени. Он чувствовал приближение какой- то катастрофы, которая должна была изменить всю его жизнь, и во всём он отыскивал признаки этого страшного приближающегося момента. Наполеон есть Антихрист, а имя его—звериное число 666. Кажется, зачем бы идти дальше, но полубезумный Пьер захотел во что бы то ни стало найти звериное число в своём собственном имени. Он писал своё имя по-русски и по-французски, урезывал, пропускал буквы и наконец достиг того, что искомое число 666 получилось. Открытие это взволновало его. Как, какою связью он соеденён с тем великим событием, какое было предсказано в Апокалипсисе—он не знал; но он ни минуту не усомнился в этой связи.
Катастрофа действительно наступила. Под влиянием воинственного азарта Пьер, приодетый, отправился смотреть Бородинское сражение. Он побывал в компании солдат и понял, как бы вдруг, что они-то, эти странные, не ведомые до тех пор ему люди и есть именно настоящие люди. «Война есть наитруднейшее подчинение свободы человека законом Бога, говорил какой-то мистический голос в Пьере. Простота есть его покорность Богу, от Него не уйдешь. И они просты. Они не говорят, что делают. Сказанное слово—серебряное, а не сказанное—золотое. Ничем не может владеть человек, пока он боится смерти, а кто не боится её, тому принадлежит всё. Если бы не было страдания, человек не знал бы границ себе, не знал бы самого себя. Самое трудное состоит в том, чтобы уметь соединять в душе своей значение всего. Вся соединить?— нет не соединить. Нельзя соединить мыслей, а сопрягать все эти мысли—вот что нужно! Да, сопрягать надо, сопрягать надо!»
Этот порыв больного, возбуждённого человека далеко ещё не разрешал того неразрешимого, чего искал Пьер. Возбуждённый человек кидался повсюду и, предоставленный сам себе, своей умственной беспомощности и убогости, только путался в ощущениях тёмного чувства, не находя ни в чём успокоения. У Пьера не было здоровой, активной жизни, у него не было никогда никакого дела, он решительно не знал, что ему делать со своим громадным телом, и на что направить свою силу Голиафа. По натуре человек страстного чувства, ему надо было ворочать каменья, чтобы успокоить сильно бродившую в нём горячую кровь. Но миллионы противоречий, сталкивавшихся в этой хаотической, не сложившейся, неустановившейся натуре, заставляли искать точки опоры, которой он ещё не нашёл. Человек простого демократического склада, Пьер, ошибкой родившийся от графа, чувствовал себя не на месте в аристократических салонах с их чопорностью, условными приличиями, к которым он не мог себя приучить. И вот, побывав в солдатской компании, поев кавардачка, послушав простые солдатские речи, Пьер почувствовал в солдатах своих людей и в бесхитростности их умственной жизни увидел свою сферу. Вот почему такой человек как Каратаев должен был обнаружить на Пьера громадное влияние.
Похожие публикации:
Судьба и предназначение человека в романе Пауло
Коэльо "Алхимик"
На протяжении истории человечества людей всегда интересовал очень важный вопрос: "В чем смысл жизни?". Человек существует на земле, как и все живое, с определенным предназначением. И выполнит ли он свое предназначение, уже завис ...
Классицизм и барокко в зарубежной литературе XVII
века
В литературе XVII века сложилось три художественных направления: ренессансный реализм, несущий традиции гуманистов Возрождения; классицизм и барокко. Каждое из этих направлений имело свою эстетическую программу, резко очерченную и выражаю ...
Немецкие сказки
Яркими представителями немецкой сказки являются Якоб и Вильгельм Гримм. Первые сказки братьев Гримм вышли в трех томах в 1812 году. Это было первое издание подлинно народных сказок, записанных в большинстве непосредственно от исполнителей ...