Гимн вечной красотеСтраница 1
Стихотворение «Диана» было написано четырьмя годами позднее, чем «Я пришел к тебе с приветом .»,— в 1847,году. Оно тоже относится к числу ранних. И к числу характерных, отражающих существенно важные тенденции в творчестве Фета. Вот текст этого стихотворения:
Богини девственной округлые черты,
Во всем величии блестящей наготы,
Я видел меж дерев над ясными водами.
С продолговатыми, бесцветными очами
Высоко поднялось открытое чело, —
Его недвижностью вниманье облегло,
И дев молению в тяжелых муках чрева
Внимала чуткая и каменная дева.
Но ветер на заре между листов проник,—
Качнулся на воде богини ясный лик;
Я ждал — она пойдет с колчаном и стрелами,
Молочной белизной мелькая меж древами,
Взирать на сонный Рим, на вечный славы град,
На желтоводный Тибр, на груды колоннад,
На стогны длинные . Но мрамор недвижимый
Белел передо мной красой непостижимой.
«Диана» Фета — антологическое стихотворение. Антологические стихи, то есть стихи на античные темы и мотивы, молодому Фету особенно удавались. Но «Диана» не просто произведение в антологическом роде, а и одно из лучших этого жанра, одно из самых совершенных, образцовых. Здесь с наибольшей ясностью и полнотой выявляются все особенности жанра, его возможности и достоинства.
Данный шедевр как и все антологические стихи Фета вообще, тянется к эпосу. А. В. Дружинин недаром называл фетовские стихи в антологическом роде «очерками».
В лирике Фет больше всего поэт-музыкант, в эпосе, в антологических стихах — поэт-скульптор, живописец. Слова, которыми написана «Диана», все точные и предметные. Приблизительных и «небрежных» слов в стихах античного рода Фет не употреблял. Антологические стихи у него, несомненно, более традиционны, чем собственно лирические, они находятся в привычном, пушкинском русле развития русской поэзии. Именно поэтому никаких сомнений у читателя они не вызывали. «Диана» была встречена единодушно самыми положительными отзывами. Более того — восторженными.
Некрасов писал о «Диане»: «Всякая похвала немеет перед высокою поэзиею этого стихотворения, так освежительно действующего на душу».
Дружинин: «Мастерской, неслыханно прелестный антологический очерк «Диана» сделал бы честь перу самого Гёте в блистательнейший период для германского олимпийца».
Но едва ли не самую восторженную характеристику «Диане» дал Достоевский: «Последние две строки этого стихотворения (,,На стогны длинные . Но мрамор недвижимый белел передо мной красой непостижимой") полны такой страстной жизненности, такой тоски, такого значения, что мы ничего не знаем более сильного, более жизненного во всей нашей русской поэзии. Это отжившее прежнее, воскресающее через две тысячи лет в душе поэта, воскресающее с такою силою, что он ждет и верит, в молчанье и энтузиазме, что богиня сейчас сойдет с пьедестала и пойдет перед ним, „молочной белизной мелькая меж древами"».
Героиня стихотворения Фета — древнеримская богиня Луны, покрови-тельница охотников. Ее также считали покровительницей женщин-рожениц («И дев молению в тяжелых муках чрева внимала .»). Диана — один из самых высоких и поэтичных образов античной мифологии. Фет говорит в стихотворении о мраморном изваянии. Для него это скульптурное произведение есть воплощение красоты в искусстве. Но Диана у него и неживая, и одновременно живая («Внимала чуткая и каменная дева»). Воплощенная в мраморе когда-то живая красота продолжает жить в веках, в чувствах и в сознании людей. Вот одна из главных мыслей стихотворения, говорящая о философском складе ума её автора.
Похожие публикации:
Основоположники реалистического романа. Джейн Остен.
Английский реалистический роман 19 в. имеет в своей основе традицию, созданную В.Скоттом и Дж.Остен, которые, в свою очередь, опираются на достижения писателей-просветителей. Нельзя не отметить то огромное влияние, которое оказало на рома ...
Петербург в дневниках Чуковского.
Чтение дневников Чуковского, написанных уже в советское время, казалось бы, должно было прервать довольно последовательную линию размышлений о русско-еврейской двойственности духовного мира этого жесткого и злого литературного критика. На ...
Специфика художественного воплощения жанра миниатюры в прозе М. Осоргина. Идейно
– тематическое своеобразие исторических миниатюр М. Осоргина.
Начало 20-х годов оказалось рубежом осоргинской прозы о России. До последних дней он будет внимательно следить за тем, что происходит на родине, размышлять об этом как критик и публицист. Но в качестве художника он, как и многие писатели ...