Дидактические циклы в творчестве У.Хогарта («Прилежание и леность», «Улица
Джина» и «Четыре степени жестокости»)Страница 2
Второй лист [Прил. рис. 25] подвергся более значительным изменениям, чем первый. На нем изображен прилежный ученик в церкви. Первоначально сцена в церкви была выполнена в серьезном тоне (таким сценам ранее он придавал иронический оттенок). В законченном же варианте Хогарт ввел забавные детали: позади добродетельного ученика и его спутницы, погруженных в молитву, художник изобразил зевающего мужчину, спящего слугу и дремлющую даму с веером в руке.
Изменению подвергаются и другие места. Так на первом наброске к четвертому листу – «Прилежный ученик, ставший любимцем хозяина» - у ног изображена собака, а на законченном наброске – кошка.
Были достаточно сильно изменены девятый лист – «Ленивый ученик, схваченный в ночном кабаке и преданный своею сообщницей» и десятый лист – «К прилежному ученику, ставшему лондонским олдерменом, приводят ленивого ученика, обвиняемого его сообщником».
Первый набросок к девятому листу еще не рассказывает полностью сюжета. На нем изображена сцена в кабаке, где ленивый ученик с товарищем делят добычу, у их ног лежат пистолеты. Женщина наливает водку для молодого мужчины, у камина – другая женщина с ребенком.
Здесь нет всех необходимых элементов чтобы раскрыть сюжет – нет женщины, предавшей преступника, непонятна роль отдельных фигур.
На гравюре все стало понятным. Раскрыт характер ленивого ученика. Художник придал его лицу индивидуальные черты – напряженное ожидание, нерешительность, страх, жадность. Том – бездельник нервно перебирает пальцами, пока его напарник разглядывает краденые вещи. Скорее всего, его сообщник – скупщик краденого.
В окончательной версии Хогарт отказался от нескольких фигур первоначального наброска, но добавил некоторые бытовые черточки – драку в глубине кабака, посетителей за столиками, тем самым, создав выразительную и ясную картину.
Десятый лист также был значительно переработан художником, но он уступает место девятому по силе передачи. Ленивый ученик, приведенный к своему бывшему товарищу, а ныне олдермену, молит о пощаде. В различных вариантах рисунка художник менял позу прилежного ученика, его окружение, ровно как и фигуру Тома – бездельника. Но в окончательном варианте Хогарт подчеркивает нерешительность и страх, свойственные ленивому ученику, вводит различные мелкие эпизоды: мать преступника в глубоком трауре бросается к сыну; толпу, где видны другие члены шайки; молодой судейский приводит к присяге сообщника преступника и т.д.; судейский чиновник получает тайком взятку от женщины, желающей спасти сообщника.
Сама сцена, при всей живости и остроте рисунка, по мнению Кроля А.Е.[13], кажется надуманной и мелодраматичной, и не производит того впечатления, которое хотел вызвать художник.
К лучшим сценам серии принадлежат те, которые рассказывают о жизни ленивого ученика. На третьем листе [Прил. рис. 26] Том изображен на кладбище в компании бродяг, которые играют в азартные игры прямо на надгробной плите. Безупречна здесь точность построения фигур, их поз и движений.
Наиболее точно представлены характер и эмоции героев на седьмом листе – «Ленивый ученик скрывается на чердаке у проститутки» [Прил. рис. 27]. На мансарде, лежат на кровати ленивый ученик и его подруга. Молодая женщина увлеченно рассматривает ворованные вещи: кольца, часы, подвеску, а перепуганный Том оглядывается по сторонам. Возле кровати валяются пистолеты, дверь подперта досками, но это не уменьшает ужас и страх ленивого ученика.
Продуманные сюжеты один за другим логично составляют рассказ о жизни двух учеников и подводят к развязке.
Одиннадцатый лист показывает путь осужденного Тома Айдля (ленивого ученика) к виселице [Прил. рис. 28].
Похожие публикации:
Поэтический текст как объект перевода. Лингвостилистические
особенности поэтического текста
Поэзия (лирика), наряду с эпосом и драмой, относится, как известно, к основным родам художественной литературы. Последние два-три десятилетия характеризуются постоянно растущим интересом исследователей-лингвистов к языку художественной ли ...
Никита Иваныч
Близким другом и мудрым наставником Бенедикта был Никита Иваныч, принадлежащий к числу «Прежних»: «Он в Прежнее Время, до Взрыва, совсем стариком был, кашлял, помирать собирался. Это он матушке любил рассказывать, по сту раз повторял, врод ...
Сатирические серии «Карьера проститутки» и «Карьера расточителя»
В начале 30-х годов 18 века Уильям Хогарт обратился, как он сам писал, к более новому жанру, а именно к писанию и гравированию на современные морализующие сюжеты. «… В этих композициях, - пишет художник, - те сюжеты, которые в равной мере ...