Первые шаги Хогарта в искусстве и формирование в его творчестве
самостоятельной оценки по отношению к действительностиСтраница 3
В 1728 году Хогарт пишет картину по мотивам «Оперы нищих» Джона Гэя (галерея Тейт, Лондон). Пьеса Гэя – язвительная сатира на английские правительственные круги. Она изображала эпизоды из жизни воров, бандитов и проституток, намекая на их нравы и моральные качества, которые ни чем не отличались от нравов и моральных устоем богачей и аристократов. Злободневная острота пьесы, по видимому, заинтересовала художника. Сцена спектакля, зарисованная Хогартом со всей точностью передает декорации и особенности постановки, а ее персонажи имеют сходство с актерами пьесы. Умело схвачен драматический момент – Поли и Люси молят о сохранении жизни Макхита, динамичность композиции, сильное душевное движение – делают картину одним из лучших ранних живописных произведений Хогарта. Здесь ясно видны особенности его стиля – групповой портрет лиц, объединенных общим действием, это первое для Хогарта изображение драматического действия. Работа является предшественницей его нравоучительных серий.
В 1729-1730 годах художник выполнил сатирический портрет «Политик», на котором изображен владелец лавки кружев. Он читает газету и не замечает как загорелась его шляпа. Другая сатирическая картина «Спящие прихожане» (собр. Ф. Кук, Англия, 1728) показывает с юмором проповедника и служителя. Индивидуализированы их фигуры, жесты, мимика.
В конце 1720- начале 1730 годов Хогарт создает серию групповых семейных портретов, которая дала ему заработок. «Портреты беседующих» или «разговорные» портреты художника пользовались большим спросом. К лучшим из них относятся – «Бракосочетание Бэкингэма и Мэри Кокс» (конец 1729 – начало 1730 г., Метрополитэн, Нью-Йорк), «Завоевание Мексики» (1731-1732 г., собр. Ильчестер, Англия), «Семейство Уолластон» (1730 г., собр. Уолластон, Англия), «Ассамблея в Уонстид-Хауз» (Художественный музей, Филадельфия, 1730 г.), «Семейный портрет» (около 1732 г., собр. Ф. Кук) и другие. В семейных портретах Хогарт, как правило, не стремится к созданию углубленного образа, а старается описать свои модели, сосредоточивая внимание, главным образом, на внешних признаках: жестикуляции, позе, деталях обстановки, а также мелких бытовых эпизодах.
Хогарт довольно быстро исчерпал возможности жанра «разговорных» групповых портретов, который уводил его в сферу салонного искусства. Все больше и больше его увлекали темы общественного звучания, которые отвечали идеалам художника и особенностям его дарования. Но как сатирик и автор злободневных тем он развернулся в полной мере в 1730-х годах.
Таким образом, в первый период своей деятельности молодой Хогарт предстает перед нами как человек с рано сформировавшимся мировоззрением, как мастер большой творческой целеустремленности. Уже в ранние годы он делает первые шаги к достижению цели всей жизни – созданию полезных для общества произведений искусства. Юношеские работы показывают, что в листах на злободневные темы Хогарт в какой то мере нашел своих учителей, свой жанр и установил контакт с той публикой, к которой обращался. Он брал в качестве материала события из жизни и трактовал их сатирически, давал им оценку. Используя опыт предшественников, он продолжал вырабатывать и свой художественный язык.
Похожие публикации:
Судьбы музыкального искусства
Одна из центральных проблем, волновавших Лароша, - судьбы музыкального искусства. Он был убежден в том, что его высшие, совершенные образцы созданы в прошлом полифонистами Нидерландской школы, Палестриной, Бахом, Гайдном, Моцартом. По отн ...
Южная Ссылка (1820-1824), Северная ссылка
(Михайловское) (1824-1826)
Гроза над Пушкиным разразилась внезапно. Александр I упрекнул директора лицея Энгельгардта в том, что бывший царскосельский воспитанник «наводил Россию возмутительными стихами», и приказал генерал-губернатору Милорадовичу арестовать поэта ...
Никита Иваныч
Близким другом и мудрым наставником Бенедикта был Никита Иваныч, принадлежащий к числу «Прежних»: «Он в Прежнее Время, до Взрыва, совсем стариком был, кашлял, помирать собирался. Это он матушке любил рассказывать, по сту раз повторял, врод ...