Первые шаги Хогарта в искусстве и формирование в его творчестве
самостоятельной оценки по отношению к действительностиСтраница 1
К 1730-м годам в Англии появляется самобытный и удивительный художник – Уильям Хогарт.
У. Хогарт (1697-1764) родился в семье перебравшегося в Лондон сельского учителя. Его отец сначала держал школу в своем селении, затем в Лондоне, а в дальнейшем работал корректором, занимался литературой и оставил несколько работ философического характера, которые не принесли ему материальной обеспеченности.
Живя в семье, которая постоянно находилась в стесненных обстоятельствах, он недолго посещал начальную школу. Затем Хогарт учился у гравера по серебру Эллиса Гэмбла. В мастерской Гэмбла юный Хогарт научился гравировать гербы и орнаменты на серебряной посуде. Но свое призвание Хогарт видел в графике. Ко времени смерти отца (1718) Уильям Хогарт приобрел достаточные технические навыки в работе гравера, чтобы помогать своей семье – матери и сестрам. В двадцать три года он стал посещать художественную школу – Академию Вандербэнка на Сент-Мартинс Лейн, чтобы усовершенствоваться в рисунке. Главный предмет – копирование – Хогарт считал пустой тратой времени. Работа над живой моделью тоже не дала Хогарту того, что он ожидал. По его словам в Академии приучали передавать натуру как своего рода натюрморт.
Далее Хогарт стал заниматься самообучением. Он тренировал зрительную память, бегло набрасывая уличные сценки, интересные лица. В Академию он наведывался редко, лишь, чтобы продолжать изучать анатомию. Занимаясь самостоятельно, Хогарт постепенно выработал свой творческий метод, построенный целиком на жизненных впечатлениях.
О своем методе он пишет а «Автобиографии»: «Вместо того, чтобы забивать память затхлыми правилами или утомлять глаза копированием скучных попорченных картин, - писал он, - я всегда находил, что изучение натуры – наиболее прямой и надежный путь к познанию нашего искусства».[1]
«… Я старался развить у себя своеобразную техническую память и, повторяя в уме части, из которых состоят предметы, мало-помалу научился их комбинировать и фиксировать карандашом. Так… возникло у меня одно существенное преимущество перед моими соперниками, а именно ранняя привычка, которую я приобрел такой практикой: удерживать в памяти предмет, не прибегая к равнодушному копированию».
Из этих высказываний следует, что его метод сложился с самых молодых лет. Для него предметом искусства и единственным источником художественных образов была жизнь. Он считал, что следует изучать не правила предшественников и созданные ими образы, а окружающий мир. Бессмысленно копировать предметы и фигуры, необходимо развивать память и фиксировать наблюдения.
Гравюры Хогарта начала 1720-х годов представляют собой листы, заполненные множеством фигур и предметов, организованных в динамическую композицию с единым ритмом. Отдельные сценки и фигуры – отнюдь не холодные копии с натуры, а выразительные обобщения наблюдений над жизнью, порой доходящие до гротеска. В произведениях этих, по мнению Кроля А.Е., Хогарт смотрит глазами репортера-сатирика, передает сюжеты повествовательно, развивает действие во времени, прибегает к аллегориям и надписям, разъясняющим смысл происходящего. Хогарт постепенно оттачивает свой художественный язык, построенный на живой передаче характерного и динамичного.
Первые же самостоятельные работы Хогарта в гравюре показывают, как последовательно он проводил в жизнь свой метод, фиксируя сцены и эпизоды, взятые из жизни – на улице, в доме, на прогулке. Уже в эти годы резкая критичность по отношению к самым различным общественным слоям отличает Хогарта.
В 1721 году Хогарт издает гравюру «Пузыри Южного моря» [Прил. рис. 1] или «Кто кого обскачет», в которой обрушивается на мошенническое акционерное общество «Компания Южных морей». Это гравюра-аллегория, которая рассказывает о темных финансовых махинациях, приведших к разорению множества людей. Художник изображает аллегории «Честности» и «Себялюбия». Толпа людей направляется в дом с вывеской «Лотерея», посередине на карусели кружатся директора акционерной компании. Смысл всей композиции понятен глядя на памятник с надписью: «Поставлен в память разрушения этого города Компанией Южных морей в 1720 г.»
Похожие публикации:
Романтизм в зарубежной литературе XIX века
Романтизм возникает в 1790-е годы в Германии и в последнее десятилетие XVIII века распространяется по всей Европе. В отличие от классицизма, романтизм отдаёт предпочтение не следованию установленным правилам и канонам, а творческим порыва ...
Высказывание как основная единица речевого общения
«Выделение высказывания в качестве лингвистического понятия связано с углублением исследований функционирования языковых форм в речи. Высказывание можно считать языковым знаком, означающим которого является лексико-грамматико-синтаксическ ...
Приложение.
Окказионализмы, созданные В. хлебниковым.
1. Немь.
2. Лукает.
3. Закричальность.
4. Столика.
5. Упавном.
6. Мореречи.
7. Земец.
8. Свирел.
9. Хотель.
10. Кружеток.
11. Виденнега.
12. Крылышкуя.
13. Золотописьмом.
14. Лебедив ...
