Просветительство в Англии первой половины XVIII векаСтраница 1
Конец 17 века и 18 век – это время, к которому относятся формирование и выдающиеся успехи национальной английской художественной школы. Уже к концу 17 столетия к значительным достижениям приходит английская архитектура. В 18 веке наблюдается расцвет английской живописи.
Интенсивное развитие английской культуры в целом в этот период обусловлено событиями английской буржуазной революции 1640-1660 годов и ее итогами.
Движущей силой английской революции были городские плебейские слои и крестьянские массы, восставшие против притеснений и жестокостей «огораживания» - захвата лордами крестьянских наделов. Народными движениями воспользовались буржуазия и новое дворянство. Их союз составлял отличительную особенность этой революции. Они присвоили себе плоды английской революции. Республика, провозглашенная после казни Карла I Стюарта (1649) сменилась в 1653 году протекторатом, то есть военной диктатурой Кромвеля.
После периода феодальной реакции (реставрация Стюартов, 1660-1688) блок буржуазии и крупных землевладельцев окончательно закрепил за собой господство с помощью государственного переворота 1688 года – «Славной революции», который заключался в установлении буржуазно-конституционной монархии с ограниченной властью короля и верховенством парламента.
Экспроприация крестьянства, снова не получившая земли, и завоевания новых колоний – Ирландии, большой территории в Северной Америке, а в 18 веке Индии – повлекли за собой приток свободных рабочих рук и огромных средств в промышленность Англии. Это обеспечило бурный рост ее производительных сил.
Культура Англии конца 17-18 столетия, отражавшая проникновение буржуазно-капиталистических отношений во все сферы общественной жизни, - английская материалистическая философия (Гоббс, Локк), успехи точных наук (Ньютон), изобретательства и политической экономики в период промышленного переворота, наконец, английская литература и искусство – все это представляло собой как бы пролог к последующему развитию культуры в других странах, готовившихся выступить на путь капитализма.
Вместе с тем союз английской буржуазии с дворянством, которое сумело сохранить за собой ряд прежних привилегий, не мог не отразиться на английской культуре рассматриваемого периода: на многие явления этот компромисс наложил определенный отпечаток. Так политическое учение Локка представляло собой обоснование буржуазного по существу и монархического по форме государства.
Таким образом, в 1730-1740-х годах Англия была уже одной из тех европейских стран, которые далеко продвинулись вперед по пути капиталистического развития. Английская буржуазия использовала для себя революционные завоевания и вместе с правящей знатью была с этого момента заинтересована в подавлении народной активности, которая могла быть направлена против новых угнетателей.
Английское Просвещение развивалось уже после того, как отшумели бури революции. Этим, в какой то мере объясняется его сравнительно умеренный характер. Для большинства английских просветителей завоевания, закрепленные компромиссом конца 1680-х годов, казались началом подлинного «золотого века», незыблемыми устоями справедливости и благоденствия. И только наиболее прогрессивные деятели уже в первой половине 18 века начали беспощадно клеймить новый порядок, оказавшийся еще более жестоким и бесчеловечным, чем прежний; в их творчестве до известной степени нашли свое выражение чаяния народа.
Похожие публикации:
Мистическая литература В.Пелевина
Пелевин интеллектуален и современен, в его произведениях с естественной точностью воспроизводятся человеческие типажи сегодняшнего дня — бизнесмены и бандиты, телекомментаторы и наркоманы, криэйторы и чечены. Этого мало — пересекаются ре ...
Современные метарассказы как объект исследования для повествователя
Последний по времени роман В. Пелевина уже на стадии подготовки рукописи к печати вызвал предсказуемые упреки в памфлетности.
«Гротескность предыдущих текстов Пелевина претендовала на гротеск философский. В новом романе гротеск скорее са ...
Композиция – сюжет – конфликт
Каждое произведение искусства отражает определенную грань действительности, какую – либо жизненную ситуацию, словом, часть целого. Но своеобразие литературы в чем-то и состоит, что она не преподносит нам точный слепок с действительности, ...