Просветительство в Англии первой половины XVIII векаСтраница 1
Конец 17 века и 18 век – это время, к которому относятся формирование и выдающиеся успехи национальной английской художественной школы. Уже к концу 17 столетия к значительным достижениям приходит английская архитектура. В 18 веке наблюдается расцвет английской живописи.
Интенсивное развитие английской культуры в целом в этот период обусловлено событиями английской буржуазной революции 1640-1660 годов и ее итогами.
Движущей силой английской революции были городские плебейские слои и крестьянские массы, восставшие против притеснений и жестокостей «огораживания» - захвата лордами крестьянских наделов. Народными движениями воспользовались буржуазия и новое дворянство. Их союз составлял отличительную особенность этой революции. Они присвоили себе плоды английской революции. Республика, провозглашенная после казни Карла I Стюарта (1649) сменилась в 1653 году протекторатом, то есть военной диктатурой Кромвеля.
После периода феодальной реакции (реставрация Стюартов, 1660-1688) блок буржуазии и крупных землевладельцев окончательно закрепил за собой господство с помощью государственного переворота 1688 года – «Славной революции», который заключался в установлении буржуазно-конституционной монархии с ограниченной властью короля и верховенством парламента.
Экспроприация крестьянства, снова не получившая земли, и завоевания новых колоний – Ирландии, большой территории в Северной Америке, а в 18 веке Индии – повлекли за собой приток свободных рабочих рук и огромных средств в промышленность Англии. Это обеспечило бурный рост ее производительных сил.
Культура Англии конца 17-18 столетия, отражавшая проникновение буржуазно-капиталистических отношений во все сферы общественной жизни, - английская материалистическая философия (Гоббс, Локк), успехи точных наук (Ньютон), изобретательства и политической экономики в период промышленного переворота, наконец, английская литература и искусство – все это представляло собой как бы пролог к последующему развитию культуры в других странах, готовившихся выступить на путь капитализма.
Вместе с тем союз английской буржуазии с дворянством, которое сумело сохранить за собой ряд прежних привилегий, не мог не отразиться на английской культуре рассматриваемого периода: на многие явления этот компромисс наложил определенный отпечаток. Так политическое учение Локка представляло собой обоснование буржуазного по существу и монархического по форме государства.
Таким образом, в 1730-1740-х годах Англия была уже одной из тех европейских стран, которые далеко продвинулись вперед по пути капиталистического развития. Английская буржуазия использовала для себя революционные завоевания и вместе с правящей знатью была с этого момента заинтересована в подавлении народной активности, которая могла быть направлена против новых угнетателей.
Английское Просвещение развивалось уже после того, как отшумели бури революции. Этим, в какой то мере объясняется его сравнительно умеренный характер. Для большинства английских просветителей завоевания, закрепленные компромиссом конца 1680-х годов, казались началом подлинного «золотого века», незыблемыми устоями справедливости и благоденствия. И только наиболее прогрессивные деятели уже в первой половине 18 века начали беспощадно клеймить новый порядок, оказавшийся еще более жестоким и бесчеловечным, чем прежний; в их творчестве до известной степени нашли свое выражение чаяния народа.
Похожие публикации:
Русская действительность глазами детей. Рассказы «Баргамот и Гараська»,
«Петька на даче», «Ангелочек»
Весной 1896 года в пасхальном номере московской газеты «Курьер» появился рассказ «Баргамот и Гараська». До самой развязки автор выдерживает жанровые каноны пасхального рассказа: это ли не идиллия, когда городовой Баргамотов, прозванный ул ...
Литературно-художественные организации
С первых послереволюционных лет начинает постепенно вызревать позиция о необходимости классовой борьбы в области литературы. Эта борьба во многом определила судьбу писательских организаций 20-30-х годов.
Возникнув накануне Октябрьской ре ...
«Сто часов для счастья…», анализ стихотворения
Стихотворение «Сто часов для счастья…» написано Вероникой Тушновой в 1962 году и относится к последнему периоде ее творчества. «Сто часов для счастья…» - мужественное произведение. Вероника Тушнова выливала его из насмерть раненого сердца ...