Образ Бенедикта
Бенедикт, главный герой романа, является продуктом нового общества и невольным продолжателем жизни прежнего общество, что, в первую очередь, проявляется в его внешнем облике: у Бенедикта нет никаких Последствий. Мать его из Прежних, с «ОНЕВЕРСЕТЕЦКИМ АБРАЗАВАНИЕМ», рассказывала сыну о прошлой жизни, о ее устройстве, но все эти истории были для мальчика лишь сказкой, интересной, но невероятной. Отец героя из Прежних, он не любил рассказов о прошлом, за что частенько бил свою жену, научил Бенедикта работе руками: «Каменный топор изготовить – шутки ли? А он может. Избу срубить – срубит…Печь сложить умеет. Баньку спроворить… Умеет скорняжить, сыромятные ремешки из зайца резать, шапку сшить – ему все с руки».
Бенедикт – человек, знающий грамоту, работающий в конторе государственным писцом, но при этом не читавший настоящих, старопечатных книг, на которые «ведет охоту» государство, утверждающее, что они радиоактивны. Все, что он переписывает и читает, - отрывки, куски настоящей литературы, произведения великих писателей и поэтов старого времени, чьи имена Федор-Кузьмич стер из истории и чьи произведения он издает от своего имени.
Герой одержим страстью к чтению. Он не понимает многих слов, не воспринимает метафор и аллегорий, не видит переносного значения слов, от чего его чтение является лишь процессом, а информация, полученная во время этого процесса, является ложной:
«От зари роскошный холод
Проникает в сад, -
сочинил Федор Кузьмич.
Садов у нас, конечно, нету, это разве у мурзы какого, а что холодно – это да. Проникает. Валенки прохудились, нога снег слышит».
Сознание Бенедикта характеризует двойственность. Герой мечтал о должности истопника, которая может дать власть и ощущение превосходства над другими людьми, но по настоянию матери, он был обучен грамоте и стал переписывать то, что «сочинил» Федор Кузьмич. На протяжении всего романа читатель надеется и верит в то, что Бенедикт вот-вот обретет свой путь, на который его постоянно направляют Никита Иваныч из прежних и Варвара Лукинишна. Создается впечатление, что Бенедикт вот-вот поймет смысл скрытого, осознает значение искусства и увидит, что мир, окружающий его на самом деле не такой, каким преподносит его людям Федор Кузьмич. Но, как говорится, не судьба…
В центре внимания автора находится процесс становления личности главного героя – от момента его первой любви и женитьбы до момента его полного отделения от общества, одиночества, в котором ему предстоит сделать выбор, в дальнейшем определивший судьбу всего города.
Изначально социальное положение Бенедикта было весьма незначительным. Несколько раз в произведении Бенедикт переживает некое «вознесение»: в первый раз кратковременное, имущественное, а во второй – социальное. Конечно, была вероятность и третьего подъема – подъема духовного, но, немного приподнявшись, герой лишь падает вниз, не замечая, впрочем, своего падения. Бенедикт не способен на прозрение, его сознание останется ограниченным, а конь так и будет для него большой мышью.
Жажда чтения становится причиной того, что Бенедикт и сам становится Санитаром, а потом, свергнув вместе со своим тестем тирана Федора Кузьмича, убежденный, что спасает искусство, предает на казнь своего друга Никиту Иваныча. И все это – ради того, чтобы получить очередную порцию книг, еще не прочитанных им.
Стоит задуматься, сколько таких Бенедиктов можно встретить на улице сегодня, когда прилавки книжных магазинов заполнены самым разным товаром, у скольких людей названия книг схожи с названиями из библиотеки героя романа: «Гамлет – принц Датский, «Ташкент – город хлебный», «Хлеб – имя существительное», «Уренгой – земля юности», «Козодой – птица вешняя», Чесотка – болезнь грязных рук»?
Да, книга – наше богатство, но попадая в руки людям, не умеющим правильно понять ее, она становится лишь словами, не имеющими никакого смысла.
Похожие публикации:
Михайловское (1824
- 1826)
В это время в Михайловском находилась семья Пушкиных. Отец принял на себя полицейские обязанности по наблюдению за сыном. Младший брат Пушкина занимался подготовкой бегства Пушкина за границу. Средства для этого предполагалось собрать пут ...
Новелла Борхеса «Смерть и буссоль» и жанр детектива
Новеллы Борхеса, которые построены по принципу детектива: в них есть загадка, тайна, всегда связанная с текстом, и разгадка тайны приобретает черты исследования текста, то есть становится филологической в самом точном смысле этого слова. ...
Личность поэта
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьётся в нём и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!
«Сонет к форме», 1895.
В 1894–1895 годах в ...
