Литература Древней Греции и Древнего Рима. Периодизация
античной литературыСтраница 1
На основании характеристики двух общественно-исторических формаций (общинно-родовой и рабовладельческой) можно установить следующие основные периоды литературного развития античного мира.
Первый период, который можно назвать доклассическим, или архаическим, охватывает собой длинный ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течение первой трети I тысячелетия до н. э. Это творчество до нас не дошло, и о нем мы имеем некоторое представление на основании позднейшей античной литературы. Целиком до нас дошли только два памятника греческой литературы записанные в VI в. до н. э., но, несомненно, складывавшиеся в течение многих столетий, — это героические поэмы «Илиада» и «Одиссея Гомера.
Второй период античной литературы совпадает со становлением и расцветом греческого классического рабовладения, занимающего собой VII —IV вв. до н. э. Этот период обычно называют классическим. В связи с развитием внутреннего мира личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов, историков и ораторов.
Третий период античной литературы, обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо небольших городов-государств классического периода, так называемых полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Вследствие этого эллинистический период часто трактуется как период деградации классической литературы, хотя необходимо помнить, что этот процесс длился весьма долго, вплоть до конца античного мира. Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени — с III в. до н. э, до V в. н.э., в связи с чем его можно разделить на ступени раннего эллинизма (III в. до н. э. — I в. н. э.) и позднего эллинизма (I в. н. э. — V в. н. э.).
К этому третьему периоду античной литературы относится и римская литература, почему его часто называют эллинистически-римским периодом.
Возникшая в III в. до н. э. римская литература переживает свой архаический период в первые два века своего существования. I век до н. э. обычно считается периодом расцвета римской литературы, т.е. периодом классическим. Последние же века римской литературы, а именно I – V в.в. н. э., называются послеклассическим периодом.
Доклассический период уходит в глубь веков и характеризуется сначала, как и в Греции, устной народной словесностью, а также началом письменности. До половины III в, до н. э. этот период называется обычно италийским. В течение его Рим, первоначально маленькая городская община, распространил свою власть на всю Италию.
С середины III в. возникает письменная литература. Она развивается в эпоху экспансии Рима в страны Средиземноморья (включительно по первую половину II в.) и начавшихся гражданских войн (вторая половина II в. – 80-е годы I в. до н. э.).Классический период римской литературы – это время кризиса и конца республики (с 80-х годов до 30 года I в. до н. э. ) и эпоха принципата Августа (до 14 года I в. н. э.). Но уже в начале I столетия н. э. вполне отчетливо намечается черты упадка классического периода. Этот процесс деградации литературы продолжается до падения Западной Римской империи в 476 г. н. э. Это время можно назвать послеклассическим периодом римской литературы. Здесь следует различать литературу расцвета империи (I в. н. э.) и литературу кризиса, падения империи (П—V вв. н. э.).
Вопросы:
1. Каковы основные черты строгого эпического стиля?
2. Какие прогрессивные тенденции можно выявить в поэме Гомера «Илиада»?
3. В чём особенность поэтической техники эпоса?
4. Охарактеризуйте четыре периода греческой классической лирики. В чём различие между Дорийским и Эолийским мелосом?
5. Каково происхождение драмы?
6. В чём особенности трагедий Софокла и Еврипида?
7. Каково происхождение комедии? «Лягушки» как выражение взглядов Аристофана.
8. В чём сходство и различие между греческой и римской литературой? В чём заключается преемственность литературы Древнего Рима?
9. Каковы особенности комедий Плавта?
10. В чём заключается особенность лирической и лиро-эпической поэзии середины I в. до н. э.?
11. «Оды» и «Послания» Горация. Почему его по праву можно назвать теоретиком римского классицизма?
12. Какова общественно-политическая направленность поэмы Вергилия «Энеида»?
Задание 1.
Объясните крылатые выражения и вспомните мифологические сюжеты, связанные с ними.
Мифы – это созданные народной фантазией рассказы о богах и героях. Это форма осмысления явлений природы, обычаев, культовых обрядов, событий далёкого прошлого, географических названий, человеческих побуждений и действий в условиях первобытно-общинного строя.
Похожие публикации:
Петербург «неугомонный».
А.С. Пушкин является в той же мере творцом образа Петербурга, как и Петр Великий – строителем самого города. Все, что было сделано до певца «Медного всадника», является лишь отдельными изображениями. Только Пушкин дает ему силу самостояте ...
Оценка наследия А. Н. Веселовского в ХХ – XXI вв.
Имя А. Н. Веселовского пользуется большим уважением потомков.
Первым к наследию А. Н. Веселовского обратился В. Ф. Шишмарев. Как близкий ученик академика А. Н. Веселовского В. Ф. Шишмарев был членом, позднее председателем академической комиссии по изданию "Полного собрания сочинений" Весел ...
«Тоска»
Один из ярких социально-психологических рассказов Чехова «Тоска» был написан в 1886 году. Старший брат писателя - Александр - через несколько лет, у постели своего умирающего ребенка, вспомнил об этом рассказе и назвал автора «Тоски» бесс ...