Гимн вечной красотеСтраница 2
Вечно живое в искусстве представляется поэту — а через него и читателю — не только метафорически, но и подлинно живым. Метафора в стихотворении как бы реализуется. Античное изваяние мы не просто видим, но ощущаем живым чувством, и вместе с поэтом нам кажется, что с дуновением ветра Диана стронется с места, пойдет нам навстречу со своими неизменными колчаном и стрелами.
Фет говорит в «Диане» о великом творении скульптора, которое дало на века жизнь неживому. То же, что и скульптор, делает сам Фет. Он утверждает в вечности красоту реального и красоту искусства, поет гимн вечной красоте, вечной жизни прекрасного.
Ощущение трепетной жизни — одно из главных качеств стихотворения. Достоевский недаром подчеркнуто обращает на это внимание: «страстной жизненностью», «ничего не знаем . более жизненного».
Чем же достигается в стихотворении эта жизненность? Не в последнюю очередь — динамичностью мыслей, образов, слов, звуков. В стихотворении все находится в движении: Я видел — поднялось — внимала — проник— качнулся — я ждал — она пойдет и т. д. Движение есть самый верный знак живого. Движение и воспринимается как живое, оно само есть жизнь.
Воспевая красоту, Фет сам творит прекрасное. Красота в его стихах заключена и в пластичности его образов, дающих ощущение объемности и подлинности изображаемых вещей и предметов, и в полновесном музыкальном звучании стиха.
Великий немецкий композитор Вагнер писал: «Сердце выражает себя при помощи звуков». Это справедливо как в отношении музыки, так и в большой степени — в отношении поэзии. По словам того же Вагнера, поэзия по природе своей «непосредственно соприкасается с музыкой».
Поэзия, как и музыка, способна завораживать читателя своим звучанием! Звучание стиха — это второй, параллельный его смысл, существующий и воздействующий наряду, совместно с его прямым словесным смыслом.
Стихи благозвучные легче и быстрее проникают в читательское сердце и душу. Так это происходит и со стихотворением «Диана». И в этом тоже одно из проявлений художественной силы стихотворения, его живой правды и живого воздействия.
Похожие публикации:
Л.Н. Андреев (1871 — 1919)
Ужасом и пессимизмом веет от прозы Леонида Николаевича Андреева. В 17 лет будущий «властитель дум» молодежи начала XX в. сделал в дневнике знаменательную запись о том, что он «своими писаниями разрушит мораль и установившиеся человеческие ...
Загадки Наполеона
Он кавалер высшей награды православной Российской империи - ордена Андрея Первозванного (1807) и мусульманин (принял ислам во время похода в Египет - 1797). Он прошел путь от самых низов до властелина почти всего цивилизованного мира. Он ...
Роль теории «речевых актов» в лингвистической прагматике
На рубеже XIX – XX веков западноевропейские ученые Оксфордского университета, представители философской школы неопозитивизма для разрешения задач своей науки обратились к проблемам употребления слов в обыденной и научной речи, то есть к п ...
