ЗаключениеСтраница 8
· Мальчишки клянчат: «Дай яблочки-то еще, Горкин!» (Л.Г., с. 105).
· Поговори, голубчик, Горкин (Ваня) (Л.Г., с. 178).
· Ванятка… Молись за отца, молитва твоя доходчива (отец) (Л.Г., с. 345).
· Денис прощения просит и все говорит: «Поговорите, Михаил Панкратыч, мочи моей нет, душа иссохлась!» (Л.Г., с. 180).
· Владычица скажет господу: «Господи, вот и зима пришла, все наработались, напаслись… благослови их, Господи, отдохнуть, лютую зиму перебыть (Л.Г., с. 196).
· Белошвейка просит Анну Ивановну: «Дай кусочек пощиколадней» (Л.Г., с. 422).
· Хотел Иван Иванович его не принимать, а прабабушка твоя Устинья и говорит: «Возьми, Ваня, грешника, приюти… его Господь к нам послал…» (Б., с. 45).
· Говорят разные голоса: «Поклонитесь за нас Угоднику!» (Б., с. 74).
· Помолись за меня, Миша, сходи к Преподобному (Мартын-плотник Горкину) (Б., с. 38).
· Поищи ты, ради Христа, хочу поглядеть, порадоваться, вспомянуть. (Мартын Горкину) (Б., с. 49).
· Ох, родимые поотпустите, не передохнешь…дыхнуть хоть разок дайте… душу на покаяние… (народ в церкви) (Б., с. 207).
· Старушку божию принесло, клюшкой стучит в окошко: «Пустите, кормильцы, заночевать» (Б., с. 123).
· Горкин стал ее вызывать: «Барышня, касаточка, где тут игрушечник Аксенов, пристать нам надо… пожалуйста, скажите, сделайте милость» (Б., с. 173).
· У меня погостите, сделайте такое одолжение, уважьте (Аксенов) (Б., с. 189).
· Старички-музыканты табачком друг дружку приветливо угощали: «Милости прошу, одолжайтесь» (Л.Г., с. 315).
· Горкин, милый, ради Христа, зайдем посмотреть новенькую (игрушку-лошадку), купи, пожалуйста (Ваня) (Б., с. 179).
Приложение 2
Методическая разработка урока русского языка по прозе И.С. Шмелева
Произведения И.С. Шмелева рассматриваются на уроках литературы в школе на протяжении нескольких лет обучения, начиная с 5 класса (рассказ «За карасями» и другие) и заканчивая 11 классом.
В 11 классах с углубленным изучением предметов гуманитарного направления в рамках литературы русского зарубежья школьники знакомятся с автобиографической повестью писателя «Лето Господне».
Мы предлагаем цикл уроков, посвященных изучению этого произведения:
1 урок: «Особенности жанра и композиции книги И.С. Шмелева «Лето Господне»:
1. Неуловимость, неопределенность жанра книги, являющейся одновременно и эпической, и лирической.
2. «Лето Господне» – церковный календарь, прочитанный глазами ребенка. Система образов представляет круг, в центре которого ребенок. Становление детской души под влиянием повседневного общения с миром взрослых – стержень развития действия романа.
3. Роль пейзажа в композиции произведения.
4. Кольцевая композиция «Лета Господня» и ее символический смысл. Жизнь семьи Вани подчинена православному годовому циклу; каждый день имеет свое значение. И.С. Шмелев создает свой собственный «круглый» мир, маленькую вселенную, от которой исходит свет патриотизма и высшей нравственности.
2 урок «Тема памяти в повести И.С. Шмелева «Лето Господне»:
1. Родовая и историческая память в книге И.С. Шмелева «Лето Господне». «Лето Господне» – как повесть воспоминание.
2. Внимание к «корню» русской жизни – основа творчества И.С.Шмелева. Образ М.П. Горкина, прабабушки Устиньи.
3. Благоговейное отношение к истории своего рода и своего народа главного героя книги «Лето Господне». Без памяти – нет народа, нет личности.
4. Миг и вечность в повести «Лето Господне».
3 урок «Образ России в повести»:
1. «Лето Господне» – поиски утраченной России. И.С. Шмелев ищет свою Россию в прошлом, идеализируя жизненный уклад купеческого Замоскворечья.
2. Единосущность человека, природы и Господа. (Деревья, дома, улица, двор, лошади, собаки, птицы, человек, Господь – все пребывает в единстве.) Вещие сны, предчувствия, предсказания, предзнаменования.
Похожие публикации:
Рождение единственной и неповторимой
Дэйм Агата Мэри Кларисса Кристи, урожденная Миллер (Agatha Mary Clarissa Miller), известная читателям всего мира под фамилией своего первого мужа как Агата Кристи (Agatha Christie) родилась 15 сентября 1890 года в Торквее (Torquay), графс ...
История России и поэт.
Есенин, не сворачивая, идет одной дорогой вместе со своей Родиной, со своим народом. Поэт предчувствует великие перемены в жизни России:
Сойди, явись нам, красный конь!
Впрягись в земли оглобли .
Мы радугу тебе — дугой,
Полярный круг ...
Окказионализмы В.Хлебникова.
Как было сказано ранее, Хлебников не просто создавал окказиональные слова, он создавал свой язык со своими законами. Эксперименты со словами различны. В нашей работе мы не смогли полностью исследовать все произведения В.Хлебникова. В сбо ...