Реализм в зарубежной литературе XIX векаСтраница 1
Реалистические тенденции, то есть изображение действительности в объективных (жизнеподобных) образах существовали задолго до возникновения самого метода, но проявления этого метода были несистемными. Это были вкрапления на фоне иных, более существенных для своего времени феноменов литературного процесса. Как метод реализм связан с эпохой мощного взлёта позитивного знания, знаком которого становится осознание важности причинно-следственных связей и в природе, и в обществе. Именно представление о взаимосвязи человека и его социального окружения стало одним из важнейших мировоззренческих представлений, которые легли в основание реалистического метода. Реализм раскрывает многообразие отношений человека с обществом – от семьи до государства. Реализм – метод ненормативный, то есть не существует строгих канонов в выборе тем, героев, жанров. Писатель-реалист ориентируется на мотивированность характеров, поступков, убеждений своих персонажей теми условиями, в которых формируются и живут его герои. Следствиями такого видения человека в реализме становятся, во-первых, особого рода художественное обобщение – типизация, во-вторых, возможность изображения героев в развитии, в-третьих, подвижность авторской, а значит, и читательской оценки.
В реализме каждый автор демонстрирует особенности индивидуального стиля, поэтому и поэтика (весь художественный строй), и собственно языковые средства реалистических произведений чрезвычайно многообразны, а художественный строй каждого крупного автора специфичен и неповторим.
Вопросы:
1. Каковы особенности развития реализма во Франции?
2. Как отразились социально-политические конфликты на творчестве английских писателей и развитии реализма?
3. Как политическая ситуация в стране и распространение марксистских идей отразились на развитии литературы в Германии?
4. Каково продолжение реалистических традиций а Америке?
Задание 1.
Подготовьте небольшое выступление на одну из предложенных тем:
1. О. де Бальзак и его «Человеческая комедия».
2. Социально-нравственные проблемы в романах Ч.Диккенса.
3. Творчество Ф. Стендаля и место романа «Красное и чёрное» в нём.
4. Нравственный аспект противоборства цивилизации и варварства в романе Г.Флобера «Саламбо».
Задание 2.
Прочитайте стихотворения Ж.П. Беранже, Ш. Бодлера, Г. Гейне (см. приложение). Подготовьте выразительное чтение наизусть одного из них.
Задание 3.
Прочитайте сатирическую поэму Г.Гейне «Германия. Зимняя сказка» и проанализируйте её по следующему плану:
1. Использование формы путевого дневника, её художественная функция.
2. Исторические, легендарные, мифологические мотивы в поэме как средство расширения сюжетной канвы и как способ выражения непрерывности общественного процесса.
3. Приёмы и средства сатирического обличения монархии, пруссачества, национализма и других пороков Германии.
4. Образ повествователя; общественно-политическое содержание субъективных переживаний лирического героя.
Задание 4.
Прочитайте повесть Бальзака «Гобсек». Охарактеризуйте основные способы создания характера у Бальзака. Обратите внимание на следующие моменты:
Похожие публикации:
Наполеон как кумир
поколений
Все девятнадцатое столетие пронизано отзвуками наполеоновского мифа. Наполеон - человек века: он потряс воображение нескольких поколений. К нему - к его славе и судьбе, к его взлету и падению прикованы взоры.
Все он, все он - пришлец сей ...
Неомифологизм и концепция пустоты в романе «Чапаев
и Пустота». Неомифологизм как элемент структуры романа «Чапаев и Пустота»
В романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота» используется более традиционный подход к романному конфликту, то есть система образов не является системой, в которой протагонист поставлен в заведомо внеположенную по отношению к остальным персонаж ...
«Людмила» и формирование жанрового канона баллады
Наиболее яркими репрезентативным произведением среди всего множества баллад поэта является его первая баллада «Людмила». Эта баллада была открытием Жуковского, она задает жанровый канон в литературе и в творчестве самого Жуковского. Перва ...