Романтизм в зарубежной литературе XIX векаСтраница 1
Романтизм возникает в 1790-е годы в Германии и в последнее десятилетие XVIII века распространяется по всей Европе. В отличие от классицизма, романтизм отдаёт предпочтение не следованию установленным правилам и канонам, а творческим порывам и интуитивным открытиям. Романтики пытались осмыслить мир, опираясь на творческую интуицию и вдохновение, а не на логические расчёты и работу по образцам. В центре внимания романтического метода находится исключительная личность, которая противостоит толпе. У романтиков герой – это художник, обладающий духовной энергией и устремлённостью к идеалу, что отделяет его от обывателя. В романтизме используется принцип контраста: мечта противопоставлена действительности, герой противостоит толпе. Нередко в самом герое важны контрасты, например, внешнее безобразие и душевная красота Квазимодо («Собор Парижской Богоматери» В. Гюго). Романтический мир бинарен. Романтическое мировоззрение, основанное на противопоставлении исключительного и единичного общему и обыденному, порождает одно из основных средств поэтики (художественного строя) романтизма – так называемое двоемирие.
Романтики вводят в свои произведения историческую тему и обращают внимание на особенности национального менталитета, выражение которого они находят в национальной истории и фольклоре.
В задачи романтиков входило представить читателю прежде всего своё субъективное видение жизни, заставить его принять и разделить авторскую позицию.
Среди жанров романтизма особенно выделяются романы, новеллы и повести, баллады и лиро-эпические поэмы.
Вопросы:
1. Каковы особенности романтизма как литературно-художественного направления? Каковы исторические, философские и политические истоки романтизма начала XIX века?
2. Каковы особенности трёх этапов развития романтизма в Германии?
3. В чём особенность эстетической позиции поэтов «Озёрной школы»?
4. Охарактеризуйте этапы творчества Д. Г. Байрона.
5. Каковы философские и социальные истоки французского романтизма?
Задание 1.
Подготовьте небольшое выступление на одну из предложенных тем:
1. Соотношение реально-прозаического и идейно-возвышенного в сказке Гофмана «Золотой горшок».
2. Исторические романы В.Скотта.
3. Американский романтизм (Ф.Купер, Э.По).
Задание 2.
Прочитайте стихотворения У. Вордсворта и Д.Г. Байрона (см. приложение). Каковы в них темы и идейные мотивы? Выучите наизусть одно из стихотворений (на выбор).
Задание 3.
Прочитайте романтическую поэму Байрона «Корсар». Определите продолжительность событий в поэме.
1. Совпадает время событий с временными рамками всей поэмы? Что означает упоминание о Сократе?
2. Дайте сравнительную характеристику турецкого отряда Сеид-паши и пиратов Конрада. В чью пользу это сравнение? В чём превосходство самого Конрада над Сеид-пашой?
3. В чём, по мысли Байрона, состоит опасность неограниченной свободы личности?
Задание 4.
Прочитайте роман В.Гюго «Собор Парижской богоматери» и ответьте на следующие вопросы:
1. К какому историческому периоду обращается Гюго в своем романе? Как осуществляется в произведении попытка писателя высветить «моральную сторону истории»?
2. Что является воплощением зла в романе? Каковы, по мнению автора, истоки зла – имеет ли зло природное или социальное происхождение у Гюго?
Похожие публикации:
А.П. Платонов (1899—1951)
Повесть «Сокровенный человек».
Для творчества Андрея Платоновича Платонова характерны устойчивые, сквозные темы. И одним из ключевых в его произведениях является образ странника. Вот и Фома Пухов, герой повести «Сокровенный человек», отп ...
Чувство родины - основное в творчестве Есенина
Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”.
И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, а родин ...
Наполеон как кумир
поколений
Все девятнадцатое столетие пронизано отзвуками наполеоновского мифа. Наполеон - человек века: он потряс воображение нескольких поколений. К нему - к его славе и судьбе, к его взлету и падению прикованы взоры.
Все он, все он - пришлец сей ...