Глава 1
Очерк «Панорама Москвы» – датируется 1834 году. Это первая проба пера в прозе молодого Лермонтова, которая представляет собой сочинение, выполненное по заданию преподавателя русской словесности в Школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров В.Т. Плаксина.
В то же время (1833–1834 гг.) Лермонтов работает над романом «Вадим». Этот роман войдет в свет под условным названием «Юношеская повесть Лермонтова» спустя 40 лет в журнале «Вестник Европы».
По справедливому замечанию А. Блока, в этом первом большом прозаическом произведении Лермонтова «содержатся глубочайшие мысли о русском народе и революции». В основу романа положены исторические события крестьянской войны под руководством Пугачева, относящиеся к лету 1774 года, когда пугачевское движение охватило ряд волжских провинций, в том числе Пензенскую губернию. Многое Лермонтов почерпнул из «рассказов бабушки». Пугачев, как действующее лицо только упоминается в романе. Главное действующее лицо – Вадим, озлобленный горбун, поступивший в услужение к своему заклятому врагу богатому помещику Палицыну. История Вадима и его сестры Ольги, взятой на воспитание Палицыным, показывается на фоне событий крестьянской войны.
В основу «Вадима», как и «Дубровского» А.С. Пушкина, автором положен один и тот же реальный случай – судебное дело «О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым именем, принадлежавшим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову…».
Помещик Борис Петрович Палицын, русский барин, владелец богатого имения, приехав однажды в монастырь к вечерне, увидел у монастырских ворот, среди нескольких увечных богомольцев, ждущих подаяния, нищего, который «неподвижно смотрел на расписные святые ворота». Остальные нищее, столпившиеся у ограды, с изумлением взирали на «горбача», на вид которому было не больше двадцати восьми лет.
Пораженный безобразием и страшной силой Вадима (так звали нищего) и, уступая просьбе последнего, Палицын берет его к себе на службу, не подозревая, что «новый холоп» – сын его врага.
Когда-то старик Палицын был добрым другом семьи Вадима. Но однажды на охоте собака отца Вадима обскакала собаку Палицына. Отец Вадима посмеялся над ним: с этой минуты началась непримиримая вражда. Всего несколько лет понадобилось богачу Палицыну, чтоб отнять родовое имение у отца Вадима, а сына его сделать тем, кем он стал сейчас…
Основу романа составляют взаимоотношения Вадима и помещика, которые развиваются в свете последних событий пугачевской войны.
Лермонтов постарался исторически достоверно передать настроения представителей различных социальных слоев того времени.
Вадим является самостоятельным опытом исторического романа о пугачевском движении – реальном событии русской действительности XVIII века. Он свидетельствует о серьезных намерениях юного автора: ведь в самом начале своего творчества он обратился к одному из труднейших видов романтики – роману историческому, к изображению народного движения.
Лермонтов оставил роман незавершенным.
Похожие публикации:
Поэзия В. Высоцкого в литературном процессе эпохи. Авторская
песня в литературном процессе 2ой пол. XX века
Авторская (иначе – «бардовская», «поэтическая») песня – современный жанр устной поэзии («поющаяся поэзия»), сформировавшийся на рубеже 50-60-х гг. в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов.
Сама по себе «поющаяся поэ ...
Русская действительность глазами детей. Рассказы «Баргамот и Гараська»,
«Петька на даче», «Ангелочек»
Весной 1896 года в пасхальном номере московской газеты «Курьер» появился рассказ «Баргамот и Гараська». До самой развязки автор выдерживает жанровые каноны пасхального рассказа: это ли не идиллия, когда городовой Баргамотов, прозванный ул ...
Психологический роман аббата Прево (1697–1763)
Аббат Прево с большой тонкостью анализирует психологию любви. Это его роднит, с одной стороны, с Расином, с другой – с писателями-реалистами XIX столетия. Манон любит юного шевалье, любит искренне, чисто, но она куртизанка, взгляды, понят ...