Шлем ужаса… Что это?Страница 2
«Шлем ужаса» в 2005 году стал театральным проектом молодого модного режиссера Живиле Монтвилайте. Авангардистка Монтвилайте – выпускница ГИТИСа. Режиссерский курс она окончила в 2001 году. В Москву она приехала лет восемь назад, «учиться театру». Живиле ставила различные спектакли на современные, актуальные темы. На этот раз она взялась за сложный и абсолютно, на первый взгляд, «нейтральный» роман/повесть Пелевина «Шлем ужаса». Тема спектакля соответствующая, в пелевинском духе – жизнь-лабиринт, трагичная любовь, люди будущего. Открытый многозначный финал. Действие разворачивается одновременно в трех пространствах – на сцене, на экранах в зале и на мониторах персональных компьютеров и ноутбуков. Как заманчиво говорят авторы проекта, зрителю предлагается новое качество театрального шоу, в котором ноутбук является неотъемлемым аксессуаром: Это красивое шоу, рассчитанное не только на искушенных театралов, но и на продвинутых молодых людей, живущих в беспроводном стиле».
А вот ощущения людей, которые побывали на спектакле:
- Режиссер избавился от давно уже приевшихся логических цепочек автора, заканчивающихся словами «которого на самом деле нет». В целом в пьесе достаточно и классицизма, и постмодерна.
- Весь наш мир – лабиринт, и Тесей, надевший шлем ужаса, ставший Минотавром и взглянувший в зеркало, видит себя же, Тесея. Мысль о том, что каждая частица шлема ужаса – это и есть шлем ужаса, разделенный также на несколько частиц, является центральной в постановке и книге. Лабиринт является символом жизни, как ее субъективно представляют герои пьесы.
- Перед зрителями установили компьютеры, благодаря чему каждый смог выбрать собственный режим восприятия и прямо во время спектакля обмениваться комментариями с другими зрителями, оказавшимися в зале. Благодаря новейшей технологии режиссеру удалось соединить в одном проекте литературу, театр, музыку, видео, художественный перфоманс и Интернет-чат.
- В целом, впечатление положительное – как от нормального концептуального театра. Были проблемы по технической части, с ноутбуками. Работал только чат, в котором шло обсуждение действия, но по большей части люди просто отрывались и знакомились. Во время спектакля кто-то даже ушел, но таких были единицы. Если не читал книгу и вообще не знаком с Пелевиным, или настроен на критическое восприятие, то происходящее кажется чем-то из серии «кто здесь?».
- Оттуда нет выхода. Хотя тупик на самом деле существует только в головах обитателей. И вырваться оттуда можно, осознав это. Россию называют тюрьмой народов. Тюрьма – тоже типичный лабиринт. Значит, и Россия – лабиринт, откуда нет выхода, покуда ты не осознаешь свою космополитическую суть.
- Я был слегка разочарован концовкой спектакля, которая не ответила на самый интересный вопрос книги: что дальше? «Шлем» работает циклами, и конец книги явно отсылает нас в начало.
Похожие публикации:
Мифология и астрономия
Оценивая проделанный человечеством путь в поисках истины о Земле, мы вольно или невольно обращаемся к древним грекам. Многое зародилось у них, но и через них немало дошло до нас от других народов. Так распорядилась история: научные предст ...
“Серебряный век” – век нового слова.
Может показаться, что окказионализмы представляют собой какое-то уникальное или, во всяком случае, редкое явление речи. Но это не так. Многие известные писатели и поэты, такие как А.С.Пушкин, С.Есенин, В.Маяковский, М.Шолохов, К.Симонов, ...
Биография Антона Павловича Чехова
«Желание служить общему благу должно
непременно быть потребностью души,
условием личного счастья…»
А.П.Чехов
ТАГАНРОГ. ДОМ. СЕМЬЯ. «Моя фамилия… ведет свое начало из воронежских недр, из Острогорского уезда. Мои дед и отец были крепос ...