Шлем ужаса… Что это?Страница 2
«Шлем ужаса» в 2005 году стал театральным проектом молодого модного режиссера Живиле Монтвилайте. Авангардистка Монтвилайте – выпускница ГИТИСа. Режиссерский курс она окончила в 2001 году. В Москву она приехала лет восемь назад, «учиться театру». Живиле ставила различные спектакли на современные, актуальные темы. На этот раз она взялась за сложный и абсолютно, на первый взгляд, «нейтральный» роман/повесть Пелевина «Шлем ужаса». Тема спектакля соответствующая, в пелевинском духе – жизнь-лабиринт, трагичная любовь, люди будущего. Открытый многозначный финал. Действие разворачивается одновременно в трех пространствах – на сцене, на экранах в зале и на мониторах персональных компьютеров и ноутбуков. Как заманчиво говорят авторы проекта, зрителю предлагается новое качество театрального шоу, в котором ноутбук является неотъемлемым аксессуаром: Это красивое шоу, рассчитанное не только на искушенных театралов, но и на продвинутых молодых людей, живущих в беспроводном стиле».
А вот ощущения людей, которые побывали на спектакле:
- Режиссер избавился от давно уже приевшихся логических цепочек автора, заканчивающихся словами «которого на самом деле нет». В целом в пьесе достаточно и классицизма, и постмодерна.
- Весь наш мир – лабиринт, и Тесей, надевший шлем ужаса, ставший Минотавром и взглянувший в зеркало, видит себя же, Тесея. Мысль о том, что каждая частица шлема ужаса – это и есть шлем ужаса, разделенный также на несколько частиц, является центральной в постановке и книге. Лабиринт является символом жизни, как ее субъективно представляют герои пьесы.
- Перед зрителями установили компьютеры, благодаря чему каждый смог выбрать собственный режим восприятия и прямо во время спектакля обмениваться комментариями с другими зрителями, оказавшимися в зале. Благодаря новейшей технологии режиссеру удалось соединить в одном проекте литературу, театр, музыку, видео, художественный перфоманс и Интернет-чат.
- В целом, впечатление положительное – как от нормального концептуального театра. Были проблемы по технической части, с ноутбуками. Работал только чат, в котором шло обсуждение действия, но по большей части люди просто отрывались и знакомились. Во время спектакля кто-то даже ушел, но таких были единицы. Если не читал книгу и вообще не знаком с Пелевиным, или настроен на критическое восприятие, то происходящее кажется чем-то из серии «кто здесь?».
- Оттуда нет выхода. Хотя тупик на самом деле существует только в головах обитателей. И вырваться оттуда можно, осознав это. Россию называют тюрьмой народов. Тюрьма – тоже типичный лабиринт. Значит, и Россия – лабиринт, откуда нет выхода, покуда ты не осознаешь свою космополитическую суть.
- Я был слегка разочарован концовкой спектакля, которая не ответила на самый интересный вопрос книги: что дальше? «Шлем» работает циклами, и конец книги явно отсылает нас в начало.
Похожие публикации:
Жизнь и творчество А.С. Пушкина. Детство (1799-1811)
А.С.Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович, принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Мать Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии.
Пушкин рос за ...
Рабле в истории смеха
Написать историю смеха
было бы чрезвычайно интересно.
А.И.Герцен
Четырехвековая история понимания, влияния и интерпретации Рабле весьма поучительна: она тесно переплетается с историей самого смеха, его функций и его понимания за тот же ...
Язык и речь текстов Пелевина
У Пелевина слово перестает обозначать реальность и само становится реальностью, овеществляется, обретает материальное воплощение, слова становятся "словами-оборотнями". В романах Пелевина отражен процесс материализации слов, свя ...