Цветы русского поляСтраница 1
Вся русская история, фольклор и литература, публицистика доказывают особую значимость поля для мироощущения русских.
Каждое поле – крупица русской земли, большая или меньшая, но история ее. Вспомним Куликово поле (воспетое А. Блоком), Бородинское поле («Бородино» М. Лермонтова). Любовь русских к свободе, воле, тоска по счастью отразилась в привязанности к русским бескрайним просторам, полю, степи, раздолью.
Неслучайно поле – излюбленная тема и образ русских песен.
Поле, русское поле…
Пусть я давно человек городской, -
Запах полыни, вешние ливни
Вдруг обожгут меня прежней тоской…
(песня «Поле»)
Замечательно по красоте русское поле, особенно весной и летом, когда расцветают цветы. Наш взор быстро найдет синие цветы василька, желтоглазые ромашки, пушистые соцветия клевера, ярко-желтые одуванчики.
Это пестрое и благоухающее разноцветье создает атмосферу праздника весны, лета.
Красота русских полевых цветов – источник вдохновения русских поэтов. Это доказывают стихотворения И. Бунина и В. Брюсова:
Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майских лесов и лугов.
Увидят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.
(И. Бунин. Полевые цветы)
Цветики убогие северной весны,
Веете вы кротостью мирной тишины.
Ландыш клонит жемчуг
Крупных белых слез,
Синий колокольчик спит в тени берез.
Белая фиалка высится стройна,
Белая ромашка в зелени видна.
Здесь иван-да-марья, одуванчик там,
Желтенькие звезды всюду по полям
(В. Брюсов. Цветики убогие северной весны)
Скромный темно-голубой полевой цветок василька, растущий во ржи и других злаках, обязан своим названием древнерусскому переоформлению греческого basilikon «царский» (цветок, растение), суффиксального производного от basileus «царь».
Глядя на картину А. Венецианова «Девушка с васильками», невольно вспоминаешь крестьянку Акулину из рассказа И.С. Тургенева «Свидание»:
-И-и, какой вздор, моя любезная: в чем нашла страх! Что это у тебя, - прибавил он, подвинувшись к ней, - цветы?
-Цветы, - уныло отвечала Акулина. – Это я полевой рябинки нарвала, - продолжала она, несколько оживившись, - для телят хорошо. А это вот череда – против золотухи. Вот поглядите-ка. Какой чудный цветик; такого чудного цветика я еще отродясь не видала. Вот незабудки, а вот – маткина душка… А это вот я для вас, - прибавила она, доставая из-под желтой рябинки небольшой пучок голубеньких васильков, перевязанных тоненькой травкой – хотите? (И. Тургенев. Свидание)
Холодный возлюбленный Акулины забывает подаренный ею букет васильков, тем самым показав свое бессердечие и жестокость.
Любовь Акулины к полевым цветам подчеркивает чистоту и красоту ее души, близость к природе, наблюдательность и поэтичность.
Василек в рассказе выступает символом нежной, сильной, самоотверженной, но несчастной любви, преданной невинности, хрупкости любящей девушки.
Необычайно образно звучит строка «Ты – мое васильковое слово…» из стихотворения С. Есенина «Я красивых таких не видел», посвященного сестре поэта – Шуре.
Невозможно, проходя мимо поляны, на которой цветут ромашки, остаться равнодушным. Цветок ромашки, по народному преданию, похож на чудесный глаз, который все видит.
Ромашке посвящена картина В. Васнецова «Луг с ромашками». Стихотворение М. Дудина «Ромашка»:
Ромашка, излучая свет,
На солнышко похожая,
Бежит везде за нами вслед,
Своя, а не прихожая.
До поздней осени на нас
Бросает взгляды смелые
Ее веселый желтый глаз
Через ресницы белые.
Она в лугу, она в лесу
И рядом – обочине.
По всей земле ее красу
Похожие публикации:
Проблема соотнесения факта и вымысла в произведениях на историческую тему.
С целью изучения исторической природы миниатюр мы проследили эволюцию понятия историзма, начиная с древнерусской литературы до рубежа веков 19-20.
Словарь литературоведческих терминов обозначает это явление следующим образом: «историзм - ...
Александр Александрович Блок (1880-1921)
Лирика Блока – "эолова арфа" революции, высокохудожественное воплощение неосознанных стремлений русской интеллигенции. Мало кто из современных Блоку литераторов пользовался столь восторженной и искренней любовью читающей публики ...
Стилевые особенности прозы Довлатова
“Я ” автора и “я” героя — проблемы взаимодействия
В последние десятилетия стилевая проблематика стала очень актуальной. Вне проблемы стиля немыслимо никакое искусствоведение, а уж тем более литературоведение. Так случилось, что для теори ...