Шукшин – сценарист, основные работыСтраница 2
Эта повесть и о русской женщине, чья любовь бескорыстна и всепрощающа, и о простых людях, готовых протянуть руку помощи человеку в беде. Шукшин ставил перед собой задачу, – преодолев сюжет, рассказать не о событиях, злосчастной судьбе рецидивиста, а о муках его души, ищущей гармонии, но так и не обретшей желанного успокоения.
В кинематограф и в литературу В. Шукшин пришел почти одновременно. Летом 1958 г., успешно закончив 4-й курс и приехав на режиссерскую практику в Одессу, он снялся в главной роли в кинофильме Марлена Хуциева "Два Федора". В августе этого же года в журнале "Смена" (№ 15) опубликован первый его рассказ "Двое в телеге". В этом рассказе и в ряде последующих еще ничего не было от зрелого Шукшина. Сам писатель понимал это и никогда не включал их в свои сборники. Дебют актерский был удачнее писательского. Но в дальнейшем успехи литературные и кинематографические существовали рядом.
По мнению критика Л. Аннинского, одного из первых исследователей творчества Шукшина, написавшего в 90-е гг. комментарии к его шеститомному собранию сочинений вместе с супругой покойного писателя Л. Федосеевой-Шукшиной, настоящий Шукшин прорезался сквозь ровную ткань первых рассказов в феврале 1964 г., когда на страницах журнала "Искусство кино" был опубликован рассказ "Критики", "поворотный, значительный рассказ". В этом же году выходит на экраны фильм "Живет такой парень", первая режиссерская работа Шукшина, в основу которой легли рассказы писателя и которая на XII Международном кинофестивале в Венеции получила "Золотого льва".
В 70-е гг. – картина аналогичная. Сборник рассказов "Характеры" (1973), ставший главным событием прозы, соседствует с кинофильмом "Калина красная", ставшим событием в кинематографе. В. Шукшин до сих пор остается непревзойденным мастером рассказа в русской литературе второй половины XX в.
«Калина красная»
Калина красная,
Калина вызрела,
Я у залеточки
Характер вызнала.
Характер вызнала,
Характер – ой какой,
Я не уважила,
А он ушел к другой…
Главный герой киноповести Егор Прокудин – сорокалетний мужчина, кличка Горе. Он сидит в исправительно-трудовой колонии. «Никем больше не могу быть на этой земле – только вором»- говорит Егор. «Я рецидивист… ворюга несусветный».
Но вот пришло время и Егор освобождается. Весна, воля… встреча с подружками-березками: «Вокруг был сплошной березовый лес. И такой это был чистый белый мир, на черной еще земле, такое свечение! Егор прислонился к березке, огляделся кругом.
- Ну, ты глянь, что делается! – сказал он с тихим восторгом. Повернулся к березке, погладил ее ладонью. – Здорово! Ишь ты какая… Невеста какая…»
«Жизнь калека», «многострадальная душа», «На злых мы сами волки. Но душа-то. душа-то… Плачет».
В поисках куда – бы «приткнуться» Егор вспоминает о Любе – «Любушка-голубушка», которая проживает в селе Ясное – Любовь Федоровна Байкалова.
Исповедь Егора: «Я бы хотел не врать, Люба, - заговорил он решительно. – Мне всю жизнь противно врать… Я вру, конечно, но от этого… только тяжелее жить… Я вру и презираю себя. И охото уж добить свою жизнь совсем. вдребезги…»
«И вот шагает он раздольным молодым полем… Поле непаханое, и на нем только-только проклюнулась первая остренькая травка. Егор шагает шибко. Решительно. Упрямо. Так он и по жизни своей шагал, как по этому полю – решительно и упрямо. Падал, поднимался и опять шел. Шел – как будто в этом одном все искупленье, чтобы идти и идти, не останавливаясь, не оглядываясь, как можно уйти от себя самого».
«Не выносил он в людях унылость, вялость ползучую. Оттого, может, и завела его житейская дорога так далеко в бок, что всегда, и смолоду, тянуло к людям очерченным резко, хоть иногда кривой линией, но резко, определенно». Такие и есть его бывшие друзья – воры.
Поездка к матери – старушка по кличке Куделиха, которая проживает в селе Сосновка. Егор не может сразу сознаться Любе в том, что это и есть его мать. Он, как вор, приезжает к ней в дом, прячет глаза – надевает очки, молчит. Напряжение: «Егор смотрел вперед – рот плотно сжат, глаза чуть прищурены». Когда Люба спрашивает о детях Куделиху – где они, знает ли она что о них, то бедная женщина не может сдержать слез: «Не знаю. В голод разошлись по миру… Теперь не знаю. Два сына ишо, два братца… Про этих не знаю». В этих словах звучит боль, с которой живет мать всю жизнь и мучается от незнания, что с ее детьми, где они?
Похожие публикации:
Современные метарассказы как объект исследования в романе «Generation ‘П’». Неомифологизм
и принадлежность романа «Generation ‘П’» к массовой культуре
«Generation ‘П’» – роман, в котором повествователя в первую очередь интересуют современные ему манипуляции с сознанием, манипуляции до навязывания определенных мифологем. Этот имманентный интерес, присущий так или иначе всем текстам В. Пе ...
Певец России
Срединная неоглядная Русь, «равнина дорогая», седой туман, стелющийся по стерне, оклик журавлиный в лиловом осеннем небе, долго пламенеющие гроздья рябины на опушках. Да еще россыпь изб вдоль бесконечной, теряющейся в просторе дороги, ред ...
Дидактические циклы в творчестве У.Хогарта («Прилежание и леность», «Улица
Джина» и «Четыре степени жестокости»)
Особое место в творчестве Уильяма Хогарта занимает серия гравюр «Прилежание и леность» (1747-1748 годы), в которой художник наиболее пространно развивает свою положительную программу.
Хогарт был сыном своего века, он безжалостно обличал ...