Шукшин – сценарист, основные работыСтраница 2
Эта повесть и о русской женщине, чья любовь бескорыстна и всепрощающа, и о простых людях, готовых протянуть руку помощи человеку в беде. Шукшин ставил перед собой задачу, – преодолев сюжет, рассказать не о событиях, злосчастной судьбе рецидивиста, а о муках его души, ищущей гармонии, но так и не обретшей желанного успокоения.
В кинематограф и в литературу В. Шукшин пришел почти одновременно. Летом 1958 г., успешно закончив 4-й курс и приехав на режиссерскую практику в Одессу, он снялся в главной роли в кинофильме Марлена Хуциева "Два Федора". В августе этого же года в журнале "Смена" (№ 15) опубликован первый его рассказ "Двое в телеге". В этом рассказе и в ряде последующих еще ничего не было от зрелого Шукшина. Сам писатель понимал это и никогда не включал их в свои сборники. Дебют актерский был удачнее писательского. Но в дальнейшем успехи литературные и кинематографические существовали рядом.
По мнению критика Л. Аннинского, одного из первых исследователей творчества Шукшина, написавшего в 90-е гг. комментарии к его шеститомному собранию сочинений вместе с супругой покойного писателя Л. Федосеевой-Шукшиной, настоящий Шукшин прорезался сквозь ровную ткань первых рассказов в феврале 1964 г., когда на страницах журнала "Искусство кино" был опубликован рассказ "Критики", "поворотный, значительный рассказ". В этом же году выходит на экраны фильм "Живет такой парень", первая режиссерская работа Шукшина, в основу которой легли рассказы писателя и которая на XII Международном кинофестивале в Венеции получила "Золотого льва".
В 70-е гг. – картина аналогичная. Сборник рассказов "Характеры" (1973), ставший главным событием прозы, соседствует с кинофильмом "Калина красная", ставшим событием в кинематографе. В. Шукшин до сих пор остается непревзойденным мастером рассказа в русской литературе второй половины XX в.
«Калина красная»
Калина красная,
Калина вызрела,
Я у залеточки
Характер вызнала.
Характер вызнала,
Характер – ой какой,
Я не уважила,
А он ушел к другой…
Главный герой киноповести Егор Прокудин – сорокалетний мужчина, кличка Горе. Он сидит в исправительно-трудовой колонии. «Никем больше не могу быть на этой земле – только вором»- говорит Егор. «Я рецидивист… ворюга несусветный».
Но вот пришло время и Егор освобождается. Весна, воля… встреча с подружками-березками: «Вокруг был сплошной березовый лес. И такой это был чистый белый мир, на черной еще земле, такое свечение! Егор прислонился к березке, огляделся кругом.
- Ну, ты глянь, что делается! – сказал он с тихим восторгом. Повернулся к березке, погладил ее ладонью. – Здорово! Ишь ты какая… Невеста какая…»
«Жизнь калека», «многострадальная душа», «На злых мы сами волки. Но душа-то. душа-то… Плачет».
В поисках куда – бы «приткнуться» Егор вспоминает о Любе – «Любушка-голубушка», которая проживает в селе Ясное – Любовь Федоровна Байкалова.
Исповедь Егора: «Я бы хотел не врать, Люба, - заговорил он решительно. – Мне всю жизнь противно врать… Я вру, конечно, но от этого… только тяжелее жить… Я вру и презираю себя. И охото уж добить свою жизнь совсем. вдребезги…»
«И вот шагает он раздольным молодым полем… Поле непаханое, и на нем только-только проклюнулась первая остренькая травка. Егор шагает шибко. Решительно. Упрямо. Так он и по жизни своей шагал, как по этому полю – решительно и упрямо. Падал, поднимался и опять шел. Шел – как будто в этом одном все искупленье, чтобы идти и идти, не останавливаясь, не оглядываясь, как можно уйти от себя самого».
«Не выносил он в людях унылость, вялость ползучую. Оттого, может, и завела его житейская дорога так далеко в бок, что всегда, и смолоду, тянуло к людям очерченным резко, хоть иногда кривой линией, но резко, определенно». Такие и есть его бывшие друзья – воры.
Поездка к матери – старушка по кличке Куделиха, которая проживает в селе Сосновка. Егор не может сразу сознаться Любе в том, что это и есть его мать. Он, как вор, приезжает к ней в дом, прячет глаза – надевает очки, молчит. Напряжение: «Егор смотрел вперед – рот плотно сжат, глаза чуть прищурены». Когда Люба спрашивает о детях Куделиху – где они, знает ли она что о них, то бедная женщина не может сдержать слез: «Не знаю. В голод разошлись по миру… Теперь не знаю. Два сына ишо, два братца… Про этих не знаю». В этих словах звучит боль, с которой живет мать всю жизнь и мучается от незнания, что с ее детьми, где они?
Похожие публикации:
Серия «Модный брак»
В первой половине 40-х годов XVIII века Хогарт создает свою самую знаменитую серию «Модный брак» (шесть картин, галерея Тейт, Лондон). Цикл слагается из отдельных драматических сюжетов. Заглавия сцен раскрывают замысел серии. Хогарт неодн ...
А. А. Блок (1880—1921)
Александр Александрович Блок — явление в русской литературе исключительное. Его младший современник Борис Пастернак очень точно написал о нем:
Прославленный не по программе И вечный вне школ и систем, Он не изготовлен руками И нам не нав ...
Преодоление абсурда смерти смехом
В знаменитом описании римского карнавала в “Итальянском путешествии” Гёте попытался разглядеть за карнавальными образами их глубинный смысл. Приводится глубоко символичная сцена: во время “moccoli” мальчик гасит свечу своего отца с веселы ...