Роль В.Ф. Одоевского в русском романтизме ХІХ векаСтраница 1
Истоки романтизма берут начало в Германии конца 18 столетия. Эпоха Просвещения особо бурно затронула германоязычные страны. В этом есть определенная закономерность – система образования в маленьких немецких государствах была по тому времени (да и не только по тому) самой, наверное, либеральной и логичной. Университеты этих городов-княжеств предоставляли полную свободу преподавательскому составу в планах изложения курсов наук. Никакого ограничения, никакой цензуры! Профессоры на свой счет арендовали помещения аудиторий, и их доход зависел только от посещаемости лекций, естественно платных для студентов. Излишне говорить, как в подобной системе бурно развилась наука – аудитории популярных профессоров не могли вместить желающих, а схоластические науки просто не могли выжить в среде конкуренции.
Весь мир того времени устремился за образованием в Геттинген, Гейдельберг, Кенигсберг, Иену. Бурная студенческая жизнь университетских центров формировала всевозможные кружки, корпорации, землячества. Свершившийся к тому времени в Европе ряд буржуазных революций скоро выявил некоторую ущербность достигнутых результатов: преобразования. проходившие под лозунгами "Свободы", "Равенства", "Братства", не принесли народам желаемого "золотого века". Свобода оказалась свободой грабежа населения кучкой олигархов, Братство – круговой порукой нуворишей, Равенство – сравнением тугости кошельков. В молодежной студенческой среде возникал протест против буржуазного, "филистерского" уклада новой жизни. Не умея еще понять причины и закономерности смены общественных формаций, молодые студенты поспешили обвинить в крахе идеалов предшествующую эпоху просвещения, и, как альтернативу, провозгласили свой символ веры: Романтизм.
Суть романтизма заключалась в аксиоматическом утверждении ошибочности отказа предшествующей эпохи от духовной составляющей, ее увлечении чистой материей, в ущерб чудесному, которое, по понятиям ранних романтиков, имеет не меньшее, если не большее, влияние на жизнь, как индивидуума, так и народа в целом. Апологетами стиля романтизма в литературе стали Шиллер, Гете, Новалис и прочие немецкие авторы. Программное обоснование стиля дал в своих работах видный немецкий филисоф-идеалист Шеллинг. Изначально стиль романтизма нашел выражение в музыке, живописи, и лишь слегка в литературе. Возникший сперва, как поэтическое направление, вскоре романтизм охватил и прозу, выработав "классические" каноны литературного произведения данного стиля. Основным критерием, позволяющим определить жанр как романтический, является смешение бытового и мистического, это уже не народная сказка, целиком построенная на волшебстве, а, скорее, городская новелла с элементами сказочной фантастики. Конфликт произведения именно и состоит в противопоставлении "мещанского" фона действия и захватывающего вмешательства "потусторонних" сил в обыденную реальность, круто меняющих восприятие жизни главного героя.
Вне всякого сомнения, корифеем германского романтизма следует признать Э.Т.А. Гофмана – писателя логически завершившего становление жанра, обогатившего романтизм тонкой иронией, подчас на грани пародии. Даже сам Гофман как бы пародировал своей персоной авторов-романтиков, в большинстве своем молодых, рано ушедших из жизни, ярко сверкнувших единственным произведением. Корифей был весьма немолод, вел почтенную размеренную жизнь, занимал высокие посты в государственном управлении, т.е. олицетворял все то, против чего и были направлены усилия молодежи.
Зато именно творчество Гофмана, не оцененное в Германии, где романтизм, начиная с первого десятилетия 19 века, постепенно сдавал свои позиции, вызвало к жизни прозу самого, наверное, верного приверженца этого стиля в России – князя В.Ф. Одоевского.
В силу объективных причин в России романтизм появился много позднее, чем в Европе: сказывалась отсталость русского общества в целом, его восприятие последних достижений в областях искусства опосредовано, через вторые руки. Первые дворяне, получившие образование в Германских университетах привезли стиль романтиков на отечественную почву уже во время его заката на родине. Первым, несомненно, глашатаем нового в России направления в литературе стал В.А. Жуковский с поэмами "Светлана" и "Людмила". Именно его мощное дарование романтика повлияло на становление в России этого жанра. Причем, если сейчас Жуковский известен как романтик-поэт, то современники прекрасно знали и Жуковского романтика-прозаика. В 1809 году в журнале "Вестник Европы" была опубликована его повесть "Марьина роща" – предтеча всей русской романтики. В.А. Жуковский более не обращался к опыту прозаического романтического произведения, но его почин был подхвачен рядом авторов. Довольно характерно определил черты жанра А.А. Перовский (печатался под псевдонимом Погорельский) в своих повестях "Лафертовская маковница" и "Исидор и Анюта". В них автор ярко и реалистично описывает быт московской окраины, не смущаясь, вводит в повествование элементы фантастического, нереального, не приводя никакого разумного объяснения чудес – именно по такому канону строились произведения всех последователей-романтиков. Перовскому принадлежит детская "волшебная" сказка "Черная курица, или Подземные жители", написанная для племянника, будущего известного писателя, А К.Толстого, в свою очередь обогатившего русский романтизм рядом произведений.
Похожие публикации:
Роль античной мифологии в культуре. Мифология в
литературе
Античная литература (по латыни «антиквус» - значит « древний»), т. е. литература Греции и Рима, зародилась несколько тысячелетий назад. Она была самой ранней литературой в Европе. Греческая литература, или, точнее, письменные памятники гр ...
Кинематограф в жизни В.М.Шукшина
В литературу Шукшина привел именно кинематограф.
Студентом Василий Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М.Хуциева «Два Федора» (1958). Это – актерское начало Шукшина. Затем были главные роли в фильмах: «Золотой эшелон» (195 ...
Немецкие сказки
Яркими представителями немецкой сказки являются Якоб и Вильгельм Гримм. Первые сказки братьев Гримм вышли в трех томах в 1812 году. Это было первое издание подлинно народных сказок, записанных в большинстве непосредственно от исполнителей ...