О любви в лирике Вероники Тушновой и Юлии ДрунинойСтраница 1
Тема любви вечна и всегда нова. Лирика великих поэтов хранит то общечеловеческое, что пережито людьми разных веков и стран и что переживается нами вновь и вновь. Но в то же время любовная лирика интересна читателю разнообразием поэтических индивидуальностей, так как позволяет, с одной стороны, проникнуть в неповторимый мир того или иного поэта, а с другой – самому почувствовать разные оттенки любви и тем самым ощутить многомерность своей собственной души. О восприятии любовной лирики разнохарактерных поэтов Л. Гинзбург писала, что «когда Гейне начинает разговор с возлюбленной, мы знаем, что рано или поздно он скажет ей дерзость»; слушая Я. Полонского, «кто-то уже готов заплакать над погибшей любовью»; тогда как никто с «самой безнадежной любовью» не будет плакать над «Я Вас любил, Любовь еще быть может .», «ни один человек, почитающий поэзию. Бестактно обливать Пушкина слезами. Это не та реакция».
Когда речь заходит о поэзии преодоления, нельзя не вспомнить два женских голоса: Юлии Друниной и Вероники Тушновой. Юность обеих пришлась на Великую Отечественную. Обе столкнулись со смертью, потерями, разлуками, тяжёлыми испытаниями в условиях, которые показались бы нам нечеловеческими. Юлия Друнина – на фронте. Вероника Тушнова – в тыловом госпитале. И в личной жизни обе прошли свои испытания. И пронесли сквозь них силу человечности, нежности, любви.
На фронт идет 17-летняя Юлия Друнина, становится медсестрой Вероника Тушнова. Наши женщины, наши солдаты и поэты.
О чем бы ни писали Вероника Тушнова и Юлия Друнина – это всегда стихи о любви. Любовь к одному-единственному сливается в них с любовью к земле, на которой он живет, к самым обыденным вещам.
Лирика обеих пронизана нежностью и теплом, болью и достоинством. От нее порой веет пороховым дымом – отголоском фронтовой юности. Юности, что неотделима от любви – всепобеждающего чувства, проходящего через всю нашу жизнь:
Не встречайтесь с первою любовью.
Пусть она останется такой-
Острым счастьем, или острой болью.
Или песней, смолкшей за рекой.
Не тянитесь к прошлому, не стоит-
Все иным покажется сейчас…
Пусть хотя бы самое святое
Неизменным останется в нас. Ю. Друнина
Любовь – чувство самоотверженной сердечной привязанности.
Беззащитно сердце человека,
Если без любви .
Любовь - река,
Ты швырнул в сердцах булыжник в реку,
Канул камень в реку на века
Пять минут качались облака. В. Тушнова
Любовь для Тушновой – смысл всей жизни, это разлука, ожидание, страдание и счастье. Смело вторгаясь в неосвоенную область, она призывает к подлинно человеческим отношениям между людьми, говорит о высокой любви.
Не отрекаются любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
а ты придешь совсем внезапно.
А ты придешь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь, как давно
не согревали мы друг друга.
И так захочешь теплоты,
не полюбившейся когда-то,
что переждать не сможешь ты
трех человек у автомата.
И будет, как назло, ползти
трамвай, метро, не знаю что там.
И вьюга заметет пути
на дальних подступах к воротам .
А в доме будет грусть и тишь,
хрип счетчика и шорох книжки,
когда ты в двери постучишь,
взбежав наверх без передышки.
За это можно все отдать,
и до того я в это верю,
что трудно мне тебя не ждать,
весь день не отходя от двери.
Основной мотив лирики Юлии Друниной – стихи, связанные с юностью, молодостью поэтессы. И это неслучайно. Никогда, ни в какие времена не было войны, когда бы женщины играли роль столь огромную, как во время Великой Отечественной. Целые полки - зенитные, связи, ночных бомбардировщиках, не говоря о медицинских батальонах, ротах – сплошь состояли из представительниц прекрасного пола.
Похожие публикации:
«Моя милая малая родина». Биография В.М.Шукшина
25 июля 1929 г. – 2 октября 1974 г.
Василий Макарович Шукшин родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Отец его Макар Леонтьевич Шукшин был арестован и расстрелян в 1933 году, во время коллективизации. Мать Мария Сергеевна ...
Иллюстрировано психологические и
сюжетные сновидения в произведениях Ф. М. Достоевского
Для Достоевского-художника характерно представить развернутую, фантастически-реальную, связную картину сновидения с опорой на сюжет, детали и подробности. Поэтому А. Ремизов, исследователь творчества Достоевского, считает, что сновидения ...
Права героя, действующие в условиях текстовой организации
В знак большой любви писатели получают от автора права, которые действуют только в условиях текстовой организации. Это права не людей, а “героев”. Во внетекстовой (“естественной” ситуации) они избыточны и непригодны. Уже в “Иностранке” До ...