Саша Чёрный (1880-1932 гг.)
Посильна беда со смехом,
невмочь беда со слезами.
Русская пословица.
Поэзия “Серебрянного века” - это не только “муза дальних странствий” и откровения самовитого слова, не только есенинские лирические признания и блоковские стихи о Прекрасной даме, не только бальмонтовская “изысканность русской речи”, но и острые сатирические произведения, заявлявшие, что в мире далеко не так все прекрасно, что между жизнью и поэзией – огромная пропасть, а красоте, которая должна спасти вселенную угрожают человеческие пороки. Стрелы были направлены против сильных мира сего, против рабской психологии тех, кто находился многими ступенями ниже, они рушили лицемерия, трусость, равнодушие. Они поражали бездуховность и нигилизм. Одним из авторов того времени был Саша Черный.
Настоящее
имя и фамилия — Александр Михайлович Гликберг. Родился 1 октября 1880 года в городе Одессе. Русский поэт, родился в семье провизора. Начал печататься в Житомире в 1904. В 1905 переехал в Петербург, где сотрудничал, в прогрессивных сатирических журналах “Зри-тель”, “Молот”, “Маски” и др. Дерзкая политическая сатира Черного - “Чепуха” (1905, “Трепов — мягче сатаны .”, впервые подписана псевдонимом Саша Чёрный) принесла ему известность и послужила поводом для запрещения “Зрителя”. Первый сборник стихов “Разные мотивы” (1906, подписан А. М. Гликберг), содержавший наряду с лирикой опыты литературной и политической сатиры, был запрещен цензурой. Черный уехал в Германию, где в 1906—07 прослушал курс лекции в Гендельбергском университете. В 1908—11 Саша Черный — деятельный сотрудник “Сатирикона”. Его меткие и беспощадные стихи разоблачали реакцию, зло, высмеивали либерального интеллигента, заявившего о своем отказе от идеалов революции. В 1910 Черный объединил стихи в сборнике “Сатиры”, посвященный “всем нищим духом”. Господствующий мотив книги — жалоба на мелочность, пустоту и однообразие окружающей жизни. Поэт создал оригинальную сатирическую маску интеллигентного обывателя, под прикрытием которой безжалостно бичевал мещанство в различных сферах общественно-литературной жизни. В сборнике “Сатиры и лирика” (1911) преобладает саркастичная струя: смех поэта окрашен трагическими нотами пессимизма и безверия.
Расставшись с ''Сатириконом”, Саша Черный сотрудничал в различных газетах и журналах, создал несколько произведений для детей, переводил сочинения Г. Гейне, Р. Демеля и др. Наиболее значительные произведения предреволюционных лет — поэма "Ной" (1914) и стихи о войне, написанные в Пскове в 1916—17. К Октябрю 1917 Черный пришел в состоянии душевного надлома. После революции он уехал в Вильно, где написал цикл стихов, любовно воссоздающих внутренний мир ребенка (они вошли в книгу “Детский остров”, Данциг. 1921). В 1920 из Ковно Черный эмигрировал. В Берлине вышла 3-я книга его стихов “Жажда” (1923), окрашенная щемящим чувством тоски по утраченной родине. В эмиграции все печальнее звучал смех поэта: картины русской жизни расцвели в его воображении далекими прекрасными миражами. Большое место в творчестве Черного заняла проза, в т. ч. оригинальные по жанру “Солдатские сказки” (опубликованные 1933), где он выступает как тонкий знаток народного слова. Последняя книга “Несерьезные рассказы” (1928) пронизана невинной проказливостью, сквозь которую ощутимо пробиваются горечь и тоска.
Творчество Саши Черного отразило целую полосу русской жизни накануне Октябрьской революции. Его своеобразная сатирическая манера питалась традициями демократической сатиры 60-х гг. 19 г. и боевой радикальной журналистики 1905—07. “Психологическая” сатира Черного подобна исповеди, саморазоблачению, она рассчитана на сопереживание читателя, который не всегда может легко отличить авторский голос от монолога “нищего духом” героя. Для Черного характерны органический синтез сатиры и лирики, обнаженно резкий стиль, нарочитый антиэстетизм. повлиявшие на формирование поэтики В. В. Маяковского. Цикл музыкальных произведений на слова Черного создал Д. Д. Шостакович.
Недооценить его роль среди поэтов “серебряного века” трудно. Он был всегда искренен, не приукрашивал действительность, зачастую даже зло высмеивал пороки общества. Его стихи сочетали в себе горечь, соль, простодушие, дерзость и детскость, они были у всех на устах. “Не было такой курсистки, такого студента, такого врача, адвоката, учителя, инженера, - вспоминал К. Чуковский, - котрый не знали бы их наизусть. Он попал . в самый нерв эпохи, и эпоха закричала о себе его голосом”.
Похожие публикации:
Языковые признаки заимствованных слов
Среди фонетических признаков заимствованных слов можно выделить следующие.
1. В отличие от исконно русских слов, никогда не начинающихся со звука [а] (что противоречило бы фонетическим законам русского языка), заимствованные слова имеют ...
«Невеста»
Уже в 1885 году начали появляться в печати первые зрелые чеховские рассказы нового типа, с тем отличием от прежних, что комическая сторона уже не играет в них господствующей роли. К своему прежнему "чистому" юмору Чехов, начиная ...
Кумулятивные сказки. Общая характеристика
Существует не очень обширный вид сказок, которые обладают настолько специфическими композиционными и стилевыми особенностями, что выявление их в особый разряд не вызывает никаких сомнений. Это так называемые кумулятивные сказки.
Существо ...