Тема материнства в творчестве М.И. ЦветаевойСтраница 4
Проанализированные нами стихотворения не единичны. У М.Цветаевой есть целый цикл работ, посвященных как Ариадне, так и младшим детям: Ирине и Георгию. С появлением нового ребенка рождался новый мотив в лирике матери-поэта.
Стоит отметить, что особое внимание поэтесса уделяла одаренности дочери. Она не ошиблась: в дальнейшем Аля проявила себя как незаурядный художник, делала переводы, писала сама.
Не ошиблась М.И.Цветаева и в судьбе девочки. "Я прожила не свою жизнь!"- говорила потом Ариадна Сергеевна. Да и можно ли вообще назвать жизнью постоянные гонения, репрессии, восемь лет в лагере! И все же Ариадна издает последний сборник Цветаевой "Мой Пушкин", переводы "Просто сердце". Поэтесса зря боялась: "Когда-нибудь, прелестное созданье,/Я стану для тебя воспоминаньем". Тема материнства оказалась ключевой не только в творчестве М.Цветаевой, но и в художественном мире её дочери, А.С.Эфрон.
2. Лирическая героиня стихотворений, посвященных дочери, идентична самой поэтессе. На это указывают:
а) портрет девочки, в точности совпадающий с портретом Ариадны (особая деталь – огромные серо-голубые глаза);
б) упоминание М.И. Цветаевой своей профессии: "Ты будешь, как я - бесспорно - / И лучше писать стихи";
в) соответствие манеры общения матери и дочери в жизни и в стихотворениях (вспомним хотя бы необычное обращение "Марина");
г) сравнение ребенка с Наполеоном (две самые значимые фигуры в то время для 23-летней Цветаевой);
д) соответствие фактов из жизни Ариадны Эфрон фактам из стихотворений: "Четвертый год…" написано весной 1916 года, когда Але было 3,5 года; образ Москвы, Кремля не случаен: детская наивная просьба "купить кремлевские башни" описана в воспоминаниях А. С.Эфрон и в автобиографической прозе М.Цветаевой.
3. В художественном мире М.И. Цветаевой Ариадна представлена как яркая личность (сравнение девочки с выдающимися людьми и её способность оставаться при этом самой собой) и в то же время как продолжение матери, ведь Цветаева наделяет дочь и некоторыми чертами своего характера. Не случайно в стихотворениях так явны мотивы пророчества, горького и трудного пути, избранничества, завещания.
4. Эмоциональные впечатления, полученные Цветаевой в детстве, отразились на ее отношении к воспитанию дочери. Воспитание Ариадны было непохоже на воспитание, которое получила Цветаева. Если в семье Цветаевой личность ребенка подвергалась угнетению, то, став матерью, поэтесса сделала все, чтобы развить способности дочери: в 4 года девочку научили читать, в 5 – писать, к 6 годам она уже вела дневник (в работе мы использовали некоторые цитаты из него). Интересы маленькой Марины "подавлялись" властью матери, Ариадна же развивалась в том направлении, которое нравилось ей самой. Однако стоит отметить, что поэзия так же стала одним из увлечений девочки. Уже в 7 лет она напишет стихотворение "Мне", "Ваша комната", "Сереже".
5.В произведениях "Четвертый год…" и "Ты будешь невинной, тонкой…" ярко воплощены главные черты материнской педагогики Цветаевой:
- детство – главный период жизни человека, когда закладываются основы личности;
- мир ребенка – сложнейший мир, постичь который дано не каждому взрослому;
- отношение матери к ребенку строится не только на любви, но и на уважении его мыслей, чувств, мировосприятия;
- задача взрослого – не разрушая индивидуальности личности, помочь ребенку достичь совершенства;
- принцип построения взаимоотношений взрослого и ребенка – равенство, доверие, дружба.
Похожие публикации:
Современные метарассказы как объект исследования для повествователя
Последний по времени роман В. Пелевина уже на стадии подготовки рукописи к печати вызвал предсказуемые упреки в памфлетности.
«Гротескность предыдущих текстов Пелевина претендовала на гротеск философский. В новом романе гротеск скорее са ...
Русская действительность глазами детей. Рассказы «Баргамот и Гараська»,
«Петька на даче», «Ангелочек»
Весной 1896 года в пасхальном номере московской газеты «Курьер» появился рассказ «Баргамот и Гараська». До самой развязки автор выдерживает жанровые каноны пасхального рассказа: это ли не идиллия, когда городовой Баргамотов, прозванный ул ...
Галина Бениславская
В жизни Сергея Есенина много неясного, кроме, пожалуй, его убийства и этой, хотя и сложной, но вместе с тем искренней любви к нему Галины Бениславской .
Холодным декабрьским днем 1926 года на безлюдном Ваганьковском кладбище в Москве око ...