Зарубежная литература конца XIX – начала XX векаСтраница 1
Литература эпохи конца XIX – начала XX столетия обладает рядом существенных признаков. Наряду с реализмом – ведущим литературно-художественным методом происходит формирование нереалистических тенденций и широкое распространение декадентских течений.
Понятие «декаданс» (фр. decadence – упадок) утвердилось в 80-х годах во Франции. Декаданс трудно отождествляется с тем или иным литературным направлением, скорее это некая исходная мировоззренческая установка, влекущая «распад ценности», распад единства прекрасного, истинного и нравственного. Наряду с ним часто употребляется собирательное понятие «модернизм» (новое искусство), объединившее различные проявления нереалистической литературы до 1920 года. Модернизм развивается под знаком изменчивости, подвижности. Другая его черта – декларируемая или осуществлённая в самой художественной практике элитарность модернизма.
Модернизм возникает как ответ на ощущение исчерпанности художественных возможностей традиционной литературы. Традиционно родоначальником модернизма считают французского поэта середины XIX века Ш. Бодлера (антиэстетизм – «оправдание» торжества зла). Затем возникает течение эстетизм (абсолютизация красоты), которое наиболее ярко сказалось на творчестве О. Уайльда. Однако самым влиятельным и долговременным вариантом модернизма стал символизм, возникший во Франции и ставший со временем общеевропейским явлением. Символизм опирается на представление о соотношении символа, т.е. знака и объекта, который скрывается за символом. Ярким его представителями были А. Рембо, П. Верлен, М. Метерлинк, Э. Верхарн. Очень близок к символизму импрессионизм – искусство впечатления, который своей задачей ставил фиксировать и выражать первичные эмоции и впечатления. Основная черта – фрагментарность.
Натурализм возник в 60 – 70-х годах и окончательно оформился в 80-е годы. В его основе лежала позитивистская биологизация человека, отождествление его с животным («человек-зверь» в романах Э. Золя). Правдивость натуралисты отождествляли с обыденностью, приземлённостью, отбрасывая всё героическое и возвышенное. Как реакция на натурализм возникает неоромантизм, отвергающий прозаизм существования обывателя. Неоромантики (Р. Стивенсон) искали героическую личность и в прошлом, и в настоящем, тяготели к нестандартно мыслящему герою.
Вопросы:
1. Чем принципиально отличается натурализм от реализма?
2. Каково проявление нереалистических тенденций во второй половине XIX – начале XX в.в.?
3. С чем связано появление декадентских настроений в обществе?
4. Каковы особенности развития литературы во Франции на рубеже веков?
5. Как философия Ф. Ницше повлияла на развитие литературы в Германии?
Задание 1.
Подготовьте небольшое сообщение на одну из предложенных тем:
1. Западноевропейская «новая драма» (Г. Ибсен, Б. Шоу)
2. Продолжение реалистических традиций в творчестве Ги де Мопассана.
3. Неоромантизм в английской литературе и творчество Р. Стивенсона.
4. Г. Уэллс – родоначальник современной научной фантастики.
5. Изображение сильных духом людей в цикле Д. Лондона «Северные рассказы» и романе «Любовь к жизни».
Задание 2.
Прочитайте стихотворения А. Рембо, П. Велена, Ш. Бодлера и Э. Верхарна (см. приложение). Каковы основные мотивы, темы, идеи в их творчестве?
Задание 3.
Прочитайте натуралистический роман Э. Золя «Тереза Ракен» и ответьте на следующие вопросы:
1. В какой степени поведение героев этого романа и их судьбы определяются их темпераментом (сравните Камилла, Терезу, Лорана).
Похожие публикации:
Место матери в жизни Василия Макаровича
Говоря о Василии Макаровиче, нельзя не сказать об его особом отношение к матери. (приложение 2)
Мария Сергеевна была человеком, любящим людей. Она никогда не осуждала человека, а понимала и учила человеколюбию своих детей Наталью и Васил ...
Маяковский и Евпатория
Проникнутый с юношеских лет чувством глубокой ненависти к миру угнетателей и эксплуататоров, отразивший свои революционные взгляды уже в ранних дореволюционных произведениях —„Облако в штанах", „Война и мир" и др., — Маяковский ...
Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина
Тема дружбы - одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее. Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам.
Таким является сти ...