Зарубежная литература конца XIX – начала XX векаСтраница 1
Литература эпохи конца XIX – начала XX столетия обладает рядом существенных признаков. Наряду с реализмом – ведущим литературно-художественным методом происходит формирование нереалистических тенденций и широкое распространение декадентских течений.
Понятие «декаданс» (фр. decadence – упадок) утвердилось в 80-х годах во Франции. Декаданс трудно отождествляется с тем или иным литературным направлением, скорее это некая исходная мировоззренческая установка, влекущая «распад ценности», распад единства прекрасного, истинного и нравственного. Наряду с ним часто употребляется собирательное понятие «модернизм» (новое искусство), объединившее различные проявления нереалистической литературы до 1920 года. Модернизм развивается под знаком изменчивости, подвижности. Другая его черта – декларируемая или осуществлённая в самой художественной практике элитарность модернизма.
Модернизм возникает как ответ на ощущение исчерпанности художественных возможностей традиционной литературы. Традиционно родоначальником модернизма считают французского поэта середины XIX века Ш. Бодлера (антиэстетизм – «оправдание» торжества зла). Затем возникает течение эстетизм (абсолютизация красоты), которое наиболее ярко сказалось на творчестве О. Уайльда. Однако самым влиятельным и долговременным вариантом модернизма стал символизм, возникший во Франции и ставший со временем общеевропейским явлением. Символизм опирается на представление о соотношении символа, т.е. знака и объекта, который скрывается за символом. Ярким его представителями были А. Рембо, П. Верлен, М. Метерлинк, Э. Верхарн. Очень близок к символизму импрессионизм – искусство впечатления, который своей задачей ставил фиксировать и выражать первичные эмоции и впечатления. Основная черта – фрагментарность.
Натурализм возник в 60 – 70-х годах и окончательно оформился в 80-е годы. В его основе лежала позитивистская биологизация человека, отождествление его с животным («человек-зверь» в романах Э. Золя). Правдивость натуралисты отождествляли с обыденностью, приземлённостью, отбрасывая всё героическое и возвышенное. Как реакция на натурализм возникает неоромантизм, отвергающий прозаизм существования обывателя. Неоромантики (Р. Стивенсон) искали героическую личность и в прошлом, и в настоящем, тяготели к нестандартно мыслящему герою.
Вопросы:
1. Чем принципиально отличается натурализм от реализма?
2. Каково проявление нереалистических тенденций во второй половине XIX – начале XX в.в.?
3. С чем связано появление декадентских настроений в обществе?
4. Каковы особенности развития литературы во Франции на рубеже веков?
5. Как философия Ф. Ницше повлияла на развитие литературы в Германии?
Задание 1.
Подготовьте небольшое сообщение на одну из предложенных тем:
1. Западноевропейская «новая драма» (Г. Ибсен, Б. Шоу)
2. Продолжение реалистических традиций в творчестве Ги де Мопассана.
3. Неоромантизм в английской литературе и творчество Р. Стивенсона.
4. Г. Уэллс – родоначальник современной научной фантастики.
5. Изображение сильных духом людей в цикле Д. Лондона «Северные рассказы» и романе «Любовь к жизни».
Задание 2.
Прочитайте стихотворения А. Рембо, П. Велена, Ш. Бодлера и Э. Верхарна (см. приложение). Каковы основные мотивы, темы, идеи в их творчестве?
Задание 3.
Прочитайте натуралистический роман Э. Золя «Тереза Ракен» и ответьте на следующие вопросы:
1. В какой степени поведение героев этого романа и их судьбы определяются их темпераментом (сравните Камилла, Терезу, Лорана).
Похожие публикации:
Иллюстрировано психологические и сюжетные сновидения в
произведениях Ф. М. Достоевского
Для Достоевского-художника характерно представить развернутую, фантастически-реальную, связную картину сновидения с опорой на сюжет, детали и подробности. Поэтому А. Ремизов, исследователь творчества Достоевского, считает, что сновидения ...
Рождение единственной и неповторимой
Дэйм Агата Мэри Кларисса Кристи, урожденная Миллер (Agatha Mary Clarissa Miller), известная читателям всего мира под фамилией своего первого мужа как Агата Кристи (Agatha Christie) родилась 15 сентября 1890 года в Торквее (Torquay), графс ...
Чувство родины - основное в творчестве Есенина
Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”.
И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, а родин ...