Литература средних веков и эпохи возрождения. Периодизация
литературы средних веков и ВозрожденияСтраница 1
Раннее средневековье (VI – VIII в.в.) представлено по преимуществу нехудожественными текстами – литературой, связанной с христианством (Священное писание, богословские и богослужебные книги), а также государственные, юридические и деловые тексты.
Зрелое средневековье (IX – XII в.в.) – время развитого феодализма, образования крупных национальных государств и вместе с тем феодальных усобиц. К этому периоду формируются два основных типа средневековой литературы – рыцарская (феодальная) и городская (демократическая). Рыцарская литература представлена эпическими поэмами, прославляющими героические деяния воинов-феодалов. Это средневековый героический эпос, песни о деяниях. В XIII – XV в.в. складывается и получает широкое распространение рыцарский роман и рыцарская лирика, включающая серенады, альбы, идиллии. Во Франции лириков называли труверами, а в Германии – миннезингерами.
Возрождение или Ренессанс (XIII – XVII в.в.) – период, ознаменованный в литературе Европы своеобразным и чрезвычайно плодотворным синтезом высших достижений культуры зрелого средневековья и эпохи античности.
В Италии литература Возрождения развивается особенно активно в период XIII – XIV в.в. (Данте, Петрарка, Боккаччо). Во Франции расцвет возрожденческой литературы ( XV – первая половина XVI в.) связан с именами Рабле, Ронсара, дю Белле.
Ещё позже Ренессанс достигает своих вершин в Англии и Испании. В Англии лучшие литературные достижения связаны с театром, расцвет которого приходится на вторую половину XVI в. – первое десятилетие XVII в., и именем У.Шекспира. Крупным достижением испанской возрожденческой литературы стало творчество Сервантеса.
Вопросы:
1. Какова история создания «Песни о Роланде»? Что характерно для эпической поэзии как в плане содержания, так и в плане художественной формы? Каким образом эти особенности находят отражение в «Песни о Роланде»?
2. Как в «Поэме о Нибелунгах» отражается противоречивая сущность феодального общества? Как в действиях и отношениях героев проявляются противоречия между естественными чувствами и сословной моралью?
3. Чем отличается эпический герой от героя рыцарского романа? Что важнее в романе «Тристан и Изольда» - любовь или рыцарский долг? Какую роль играет в романе любовный напиток?
4. Каковы основные идеи Ренессанса? Что такое гуманизм эпохи Возрождения?
5. Каков гуманистический идеал Франсуа Рабле?
6. В чём величие и трагизм героев эпохи позднего Возрождения? (Дон Кихот Сервантеса, Гамлет Шекспира)
Задание 1.
Подготовьте небольшое выступление (5 – 7 мин.) на одну из предложенных тем:
1. Творчество Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо.
2. Особенности немецкой литературы Возрождения, связь её с движением Реформации.
3. Комедии У.Шекспира
Задание 2.
Сравните образы Роланда и Тристана. В чём сходство и различие между ними? Как каждый из них относится к своему долгу?
Задание 3.
Выучите наизусть и
подготовьте выразительное чтение следующих стихотворений (см. приложение):
Ф. Петрарка. Сонет 61 пер. В.Иванова («Благословен день, месяц, лето, час…»),
У. Шекспир. Сонет 66 пер. Б.Пастернака («Измучась всем, я умереть хочу…»), сонет 130 («Её глаза на звёзды не похожи…»).
Задание 4.
Сопоставьте образы Дон Кихота и Гамлета. Какова основа их трагического разочарования?
Задание 5.
Прочитайте трагедию Шекспира «Гамлет» и проанализируйте её по следующему плану:
1. Каковы представления Гамлета о человеке и его возможностях? (См.: I, 2; II, 2; III, 2, 4; IV, 4).
2. Как отзываются о Гамлете Офелия, Клавдий, Лаэрт, Горацио, Фортинбрас? (См.: III, 1; IV, 7; V, 2).
3. Как реагирует Гамлет на неожиданные диссонансы жизни: |
а) поспешное замужество Гертруды,
б) убийство отца Клавдием,
в) предательство «друзей» по Виттенбергу?
4. Как складываются отношения Гамлета с Офелией. Какова степень вины Гамлета в трагической судьбе Офелии?
5. Как решает Гамлет проблему мести за убийство отца? Чем его поведение отличается от действий Лаэрта? В чем смысл; монолога «Быть или не быть?» Почему мы отдаем предпочтение «медлительному» Гамлету перед «решительным» Лаэртом?
Похожие публикации:
Баллада в творчестве Жуковского. Обращение
Жуковского к балладному жанру
Жуковский вплоть до 1808 года все еще был в глазах близких и в понимании тогда немногочисленных русских читателей поэтом довольно одаренным, может быть, даже оригинальным, но пока что не первостепенным. На Олимпе отечественной поэзии все ...
История собирания сказок
На первый взгляд, кажется, что записать сказку очень легко, что это может сделать всякий человек без особой подготовки.
До некоторой степени это так. Однако, чтобы такая запись имела научную ценность, нужно соблюсти некоторые условия, на ...
Формирование культуры на основе агиографической
литературы
В IV в. в связи с полным прекращением после Миланского эдикта 313 гонений на христиан и изменением условий их жизни в Римской империи новый вид приобретает и агиография. С образованием института монашества центр христианской святости пере ...