Ч.Диккенс в оценке западного литературоведения.Страница 2
Несмотря на огромное количество биографических работ о Диккенсе, издание его писем и воспоминаний о нем, интерес к творчеству писателя постепенно угасал. В 10-30 гг. 20 в. популярность Диккенса у писателей опустилась до самого низкого уровня. Его считали автором, которого читают лишь дети, а изучают только по программе. Такому это отношению во многом способствовала историческая обстановка, сложившаяся на рубеже веков. Переходный период, порожденный кризисом буржуазной идеологии, вызывал неудовлетворенность состоянием искусства и требовал новых подходов к изображению действительности. Первая мировая война заставила пересмотреть отношение к жизненным ценностям и устоявшимся убеждениям. Именно в 10-20 гг. 20-го столетия происходит разрыв с викторианцами во взглядах, привычках, вкусах. За исключением Честертона, Гиссинга и Шоу, высоко ценивших искусство Диккенса, никто из критиков и писателей-интеллектуалов не разделял бытовавшего ранее представления о легендарном творце.
Однако, имя Диккенса не было окончательно забыто, поскольку интерес к викторианской эпохе всегда сохранялся в Англии в той или иной степени.
С начала 20 века, литературоведение и критика стали играть в литературном процессе особо важную роль. Впитав в себя самые различные области знаний, литературоведение превратилось в автономную науку. Если рассматривать английскую и американскую литературную критику в комплексе, следует отметить, что, несмотря на влияние, которое различные критические школы этих стран оказывали друг на друга, английское и американское литературоведение - не единое целое. Английская критика базируется на исторических традициях и учениях, получивших бурное развитие в 19 в. (деятельность М.Арнольда, Т.Элиота). Литературная критика Америки не имеет подобной основы. Но и в США, и в Англии в 10-30 гг. 20 в., наряду с традиционными направлениями, получила развитие так называемая “новая критика”, включавшая в себя массу новых подходов к изучению литературного произведения.
Безусловно, всем теоретикам был необходим материал, на основе которого можно было строить рассуждения. Поэтому все, или почти все они обращались к произведениям классиков мировой литературы. Диккенс также не был обойден вниманием представителей различных критических школ, и его романы подверглись тщательному и детальному анализу и с точки зрения формы, и с точки зрения содержания. Принято выделять 5 наиболее влиятельных подходов в литературной критике: морализаторский, психоаналитический, социологический, формалистический и мифологический. На рубеже веков за изучение наследия Диккенса принимается Генри Джеймс, известный в литературных кругах не только как талантливый американский прозаик, но и как крупный теоретик романа, автор концепции “точек зрения”, на которую впоследствии опирались представители семантического направления “новой критики”. Г.Джеймс отдавал предпочтение изучению формальных сторон романа, мастерству его построения. Критик подчеркивает “наивность” и “несознательность” Диккенса, отсутствие в его произведениях элементов теоретизирования и самоистолкования. В подобном ключе оценивает творчество Диккенса и английская писательница Вирджиния Вульф, критика которой была и ее постоянным и профессиональным занятием. Используя эстетический подход к анализу произведений писателя, отстаивающий самоценность литературы, В.Вульф, изучающая связь эмоции и формы ее выражения, находит книги Диккенса примитивными, вульгарными и бесформенными, не представляющими особой ценности с точки зрения развития романа по линии глубинно-психологического изображения человеческих отношений.
Похожие публикации:
Глава 4
Сказка «Ашик – Кериб» была написана в 1837 году в Закавказье: там стоял Нижегородский драгунский полк, куда Лермонтов был переведен из гвардии за стихи на смерть Пушкина. Сказка «Ашик – Кериб» представляет собой запись азербайджанского да ...
Б.Л. Пастернак (1890—1960)
Борис Леонидович Пастернак родился в семье живописца и пианистки, их дом был домом не только высоких интересов искусства, но и великого труда. В 1913 г. состоялся его поэтический дебют:
Февраль.
Достать чернил и плакать!
Писать о февра ...
Анализ стихотворения «Родной язык»
Мой верный друг! мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил,
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком с ...