Глава 2
Роман «Княгиня Лиговская» – незаконченный роман из жизни петербургского общества 1830-х годов; был начат в 1836 году. Создавался при участии ближайшего друга Лермонтова, литератора и этнографа С.А. Раевского (1808–1876), который служил в Департаменте государственных имуществ и был хорошо знаком с бытом и нравами петербургских чиновников. Беседы с ним явились для Лермонтова тем источником, откуда писатель получал фактический материал, необходимый ему для разработки сюжетной линии.
Лермонтов в своем романе переносит героев в обычную обстановку города, усадьбы. Он уделяет большое внимание не только путешествиям, которые произошли с героями, но переживанием, характерным для человека, чаще всего просвещенного молодого дворянина, и его повседневным взаимоотношением с обществом.
В своем произведении автор рассказывает о воспитании дворянской молодежи и подчеркивает разницу между «московским» и «петербургским» воспитанием.
В письме к М.А. Лопухиной из Петербурга Лермонтов писал: «…видел я образчики здешнего общества: любезнейших дам, учтивых молодых людей – все вместе они производят на меня впечатление французского сада, очень тесного и простого, но в котором с первого раза можно заблудиться, потому что хозяйские ножницы уничтожили всякое различие между деревьями…».
В этом романе впервые появляется Григорий Александрович Печорин, который во многом напоминает Печорина из романа «Герой нашего времени». В молодом герое «Княгини Лиговской» намечаются черты характера, которые потом так отчетливо обозначились в образе главного действующего лица «Героя нашего времени», – сильная воля, независимость, смелость суждений, пылкое воображение и глубокий аналитический ум. Герой живет в Петербурге; он молод, блестящ, у него большой роман со светской девушкой Лизой Негуровой, любви которой он добивается, хотя не любит ее и не собирается жениться.
Роман «Княгиня Лиговская» во многом автобиографичен; реальной основой сюжетной линии «Печорин – Негурова» послужили «петербургские» отношения Лермонтова с предметом его юношеской любви Е.А. Сушковой.
Отношения Лермонтова с В.А. Лопухиной нашли отражение во второй сюжетной линии романа, связанной с именами Печорина и Веры Лиговской. Прототипом князя Лиговского в романе явился Н.Ф. Бахметев, за которого В.А. Лопухина в 1835 году вышла замуж.
Работа над романом была прервана событиями, последовавшими за гибелью в январе 1837 года А.С. Пушкина. В 1838 году Лермонтов писал Раевскому: «Роман, который мы с тобою начали, затянулся и вряд ли кончится, ибо обстоятельства, которые составляли его основу, переменились, а я, знаешь, не могу в этом случае отступить от истины».
Образы Лиговских получили свое дальнейшее развитие в повести «Княжна Мэри».
Похожие публикации:
Определение - экспрессионизм
Экспрессионизм - это направление в искусстве, провозглашающее основой художественного изображения подчёркнутую нервную выразительность образа. Искусство резких, тревожных красок, искусство крика. Основной предмет изображения в экспрессион ...
Политика Сталина в области литературы в
20-е гг.. Политика
партии в области искусства в первые годы Советской власти
После 1917 года основными элементами перехода от “старого” нравственно-религиозного жизнеустроения к материалистическому мировоззрению становились “научное знание” и “новая книга”. Именно на книгу (а шире - на литературу) возлагалась глав ...
Шлем ужаса… Что это?
«Шлем ужаса»! Лабиринты бытия и сознания. Шлем как схема сущего и несущего. Виртуальность реальности и реальность виртуальности. На этот раз Мастер преобразовывал действительность по заказу британского издательства Canongate books, потому ...