ЗаключениеСтраница 1
Занимаясь исследованием данного вопроса, мы пришли к выводу, что существует тесная взаимосвязь не только между смыслом и формой слова, но и между звуковой оболочкой слова, и даже текста, и его восприятием. Мало того, еще раз нашла подтверждение теория о тесной взаимосвязи звуковой оболочки слова и цвета, с помощью которого воспринимается оно человеком.
Наше исследование не претендует на глубину раскрытия вопроса, не является новым, оригинальным подходом к изучению фоносемантики, - это лишь попытка по - новому взглянуть на творчество любимого поэта, открыть иной способ интерпретации его лирики.
Теория, предложенная автором книги "Звук и смысл", представляется нам интересной, мы нашли не только хороший повод для размышления, но и перспективу исследования. Интересной кажется нам идея взглянуть на результаты исследования еще и с психологической точки зрения, занимаясь особенностями восприятия литературного текста, исходя из особенностей возраста, профессии (у взрослых), осведомленности, наличия или отсутствия жизненного опыта, темперамента.
Приложение 1
Стихотворения М.Ю. Лермонтова, выбранные для анализа.
Нищий
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто – то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
1830
***
Она поет – и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит – и небеса играют
В ее божественных глазах;
Идет ли – все ее движенья,
Иль молвит слово – все черты
Так полны чувства, выраженья,
Так полны дивной простоты.
1838
***
В море царевич купает коня,
Слышит: "Царевич! Взгляни на меня!"
Фыркает конь и ушами прядет,
Брызжет и плещет, и дале плывет.
Слышит царевич: "Я царская дочь!
Хочешь провесть ты с царевною ночь?"
Вот показалась рука из воды,
Ловит за кисти шелковой узды.
Вышла младая потом голова,
В косу вплелася морская трава.
Синие очи любовью горят;
Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.
Мыслит царевич: "Добро же! Постой!"
За косу ловко схватил он рукой.
Держит, рука боевая сильна:
Плачет и молит, и бьется она.
К берегу витязь отважно плывет;
Выплыл; товарищей громко зовет:
" Эй, вы! Сходитесь, лихие друзья!
Гляньте, как бьется добыча моя…
Что ж вы стоите смущенной толпой?
Али красы не видали такой?"
Вот оглянулся царевич назад:
Ахнул! Померк торжествующий взгляд.
Видит. Лежит на песке золотом
Чудо морское с зеленым хвостом;
Хвост чешуею змеиной покрыт,
Весь замирая, свиваясь, дрожит;
Пена струями сбегает с чела.
Очи одела смертельная мгла.
Бледные руки хватают песок;
Шепчут уста непонятный упрек…
Едет царевич задумчиво прочь.
Будет он помнить про царскую дочь!
1841
***
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания.
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
1840
Инструкция.
1. Внимательно послушайте стихотворение.
2. Эмоции, которые вызывает стихотворение, попытайтесь обозначить цветами.
3. Цвета можно брать яркие и оттенки. Лучше, если вы выберете цвета из предложенных: густо – красный; ярко – красный; светло – желтый; белый; зеленый; зеленоватый; желто – зеленый; синий; синеватый; темно – синий; сине – зеленый; лиловый; голубоватый; сиреневый; темно – коричневый; черный.
4. Желательно долго не раздумывать, а рисовать первое, что придет в голову.
Приложение 2
Результаты фоносемантического анализа
Лермонтов "Нищий"
Звуко-буквы |
Количество звуко букв в тексте |
Доли звукобукв в тексте |
Нормаль ные доли для звукобукв |
Отношение долей звукобукв в тексте к норме |
Места звукобукв по их преобладанию |
Цвет преобладающих звукобукв |
Э+Е |
13 |
0,09 |
0,085 |
1,06 |
5 |
Зеленый |
О+Е |
39 |
0,27 |
0,109 |
2,48 |
4 |
Желтый |
Ы |
2 |
0,014 |
0,018 |
0,7 |
6 |
Черный |
У+Ю |
22 |
0,15 |
0,035 |
4,29 |
1 |
Голубоватый,сине-зеленый,сиреневый |
И |
26 |
0,18 |
0,056 |
3,2 |
2 |
Синий |
А+Я |
41 |
0,29 |
0,117 |
2,5 |
3 |
Красный |
Похожие публикации:
Нарицательное имя в русской и зарубежной литературе
Если вы не читали, например, трагедии В. Шекспира «Отелло» или романа Сервантеса «Дон Кихот», то слова Отелло, дон Кихот воспримете так же, как и слово Елеазар, о котором ничего не знаете. Для того чтобы узнать значение слова, необходимо ...
Оценка наследия А. Н. Веселовского в ХХ – XXI вв.
Имя А. Н. Веселовского пользуется большим уважением потомков.
Первым к наследию А. Н. Веселовского обратился В. Ф. Шишмарев. Как близкий ученик академика А. Н. Веселовского В. Ф. Шишмарев был членом, позднее председателем академической комиссии по изданию "Полного собрания сочинений" Весел ...
Смерть поэта
Не будем снова ворошить преддуэльную историю, перебирая день за днем ее горестные подробности. Тем более что читатель имеет возможность получить информацию и узнать позицию Жуковского и Вяземского, Карамзиных и Фикельмон, Осиповых-Вульф и ...