Место окказионализмов в художественном творчестве. Понятие окказионализма.Страница 2
Потенциальные слова и собственно окказионализмы противопоставлены друг другу как стандартные и нестандартные. Как отмечает Намиткова Р.Ю.: “Под стандартными образованиями следует понимать образования, созданные по языковым моделям и соответствующие словообразовательным типам языка. Под нестандартными образованиями – образования, созданные с какими-либо отклонениями от известного словообразовательного типа” (27;13).
“Словообразовательный тип обычно определяется с учетом как внешних, формальных, материально выраженных, так и внутренних, смысловых, семантических признаков производных слов. При этом принимаются во внимание следующие конкретные признаки производных:
- лексико-грамматический характер производящих слов, то есть принадлежность к определенной части речи;
- наличие того или иного словообразовательного средства (средств) или форманта;
- семантическое отношение производных слов к соответствующим производящим, их словообразовательное значение.
Словообразовательный тип можно определить как структурно-семантическую (формально-семантическую) схему производных слов, построенных на определенной модели и имеющих одинаковое словообразовательное значение" (29;223).
Таким образом, потенциализмы – это неологизмы, созданные автором по продуктивным моделям словообразования, а окказионализмы – по непродуктивным. И если у потенциального слова авторство может вызвать сомнение, то собственно окказиональные слова, “являющиеся реализацией “измененной” языковой, то есть окказиональной, модели более индивидуализированы, и сомнений относительно индивидуальности их образования обычно не бывает” (27;59).
Окказионализмы противопоставлены узуальным словам как возможное реальному. “Узус – принятое носителями данного языка употребление слов, устойчивых оборотов, форм, конструкций и так далее” (37;366). Узуальные слова закреплены в словарях, построены по правилам русского словообразования и общеупотребительны в речи носителей языка. Окказионализмы создаются только для конкретного контекста, поэтому их нет в толковых словарях. Существуют словари языка отдельных авторов, например, все индивидуальные образования Пушкина отмечены, наряду с другими словами, в четырехтомном “Словаре языка Пушкина”, охватывающем весь лексический запас, заключенный в произведениях и письмах великого поэта.
Окказионализмы – яркое стилистическое средство, обладающие эмоционально-экспрессивной окраской, именно поэтому они широко используются в поэзии. По мнению В.В.Лопатина, “окказионализмы – это средство для создания свежего, нешаблонного, оригинального словесного образа” (26;…).
Таким образом, можно сделать вывод, что окказионализмы создаются авторами индивидуально, тесно связаны с контекстом, чаще носят эмоционально-экспрессивный характер; они сохраняют новизну, ощущаются как новые, независимо от времени своего создания, у них отсутствует ориентация на общеупотребительность; они могут создаваться по продуктивным и непродуктивным моделям. Создание окказионализмов расширяет область реализованного в словообразовании благодаря использованию возможного и созданию новых возможностей.
Похожие публикации:
Классицизм и барокко в зарубежной литературе XVII
века
В литературе XVII века сложилось три художественных направления: ренессансный реализм, несущий традиции гуманистов Возрождения; классицизм и барокко. Каждое из этих направлений имело свою эстетическую программу, резко очерченную и выражаю ...
Представления сентименталистов о балладе
Обратимся к одному из биографов Жуковского, жившему в ту же эпоху, что и сам поэт, П. Загарину. В его книге «В.А. Жуковский и его произведения» мы находим причины обращения поэта к жанру баллады. «Господствующий в литературе лжеклассицизм ...
Проблема личной ответственности человека за свою судьбу (По рассказам А.П. Чехова)
Воспитывай себя, предъявляй к себе
почти непосильные моральные требования
и строго следи за тем, чтобы они были выполнены.
А.П. Чехов
Творчество Антона Павловича Чехова продолжает великий труд предшественников и в то же время несёт в ...
